Легендарные советские танки БТ: от БТ-2 до БТ-7. Часть 4

Колесно-гусеничные танки БТ

Введение в серию БТ

Четвертая часть нашего цикла посвящена одной из самых знаковых и революционных линий в советском танкостроении — семейству быстроходных танков БТ (Быстроходный Танк). Эти машины, сочетавшие в себе уникальную колесно-гусеничную схему, сыграли ключевую роль в развитии бронетанковых войск СССР в предвоенные годы и стали важным этапом на пути к созданию легендарного Т-34.

Лёгкий танк БТ-2

БТ-2: Первенец советских «быстроходов»

История семейства БТ началась с модели БТ-2, ставшей первым советским серийным колесно-гусеничным танком. Его появление стало результатом успешной работы закупочной комиссии под руководством И. А. Халепского, которая в 1930 году отправилась за рубеж для приобретения передовых образцов техники. В США комиссию впечатлил скоростной танк конструктора Джона Уолтера Кристи (М1931). Через торговое представительство «Амторг» были закуплены два экземпляра машины (без башен и вооружения) и тайно доставлены морским путем в СССР в начале 1931 года.

Советские инженеры не просто скопировали американский прототип, а существенно его доработали. Главным отличием стала установка полноценной вращающейся башни, спроектированной инженером А.А. Малоштановым. Ходовая часть также была изменена: опорные катки стали легче за счет многочисленных облегчающих отверстий. Первоначальным вооружением стала 37-мм пушка (вариант противотанкового орудия образца 1930 года, созданного на основе немецкой Rheinmetall Pak 35/36), а с 61-го серийного танка добавился 7,62-мм пулемет ДТ. Однако из-за дефицита пушек многие из 350 выпущенных БТ-2 оснащались только пулеметным вооружением, что привело к появлению нескольких модификаций:

- Два спаренных пулемета ДА-2;
- Спаренная пулеметная установка плюс третий пулемет отдельно;
- 37-мм пушка без пулемета;
- 37-мм пушка с отдельно установленным пулеметом.

Лёгкий танк БТ-5

БТ-5: Усиление огневой мощи

В 1933 году на смену БТ-2 пришла более совершенная модель — БТ-5. Основным и самым заметным улучшением стала новая, увеличенная двухместная башня. Это позволило разместить более мощное вооружение: 45-мм пушку 20К образца 1932 года, спаренную с пулеметом ДТ. Башня имела характерную кормовую нишу: на линейных танках там хранилась часть боекомплекта (115 снарядов), а на командирских версиях в нише устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 (при этом боекомплект сокращался до 72 выстрелов). От первоначальной поручневой антенны вокруг башни вскоре отказались, так как в бою она демаскировала командирскую машину.

Помимо телескопического, танк получил и панорамный перископический прицел, улучшивший возможности наблюдения. Башни выпускались в двух вариантах: клепаные и более прогрессивные сварные. Конструкция корпуса и бронирование (13 мм) остались практически без изменений, хотя боевая масса возросла до 11,5 тонн. Со временем литые опорные катки заменили на более прочные цельноштампованные. Главной «ахиллесовой пятой» танка, как и у предшественника, оставался ненадежный авиационный двигатель М-5, из-за капризности которого в моторном отделении даже пришлось устанавливать противопожарное оборудование.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Лёгкий танк БТ-7

БТ-7: Эволюция и новые задачи

Параллельно с выпуском БТ-5, под руководством А.О. Фирсова уже велась работа над новой, более совершенной машиной, призванной устранить недостатки предыдущих моделей. Тактико-техническое задание 1933 года формулировало концепцию «ударного колесно-гусеничного танка дальнего действия». Для этого планировалось: установить более надежный двигатель М-17, перейти на полностью сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, увеличить запас хода и, что самое важное, вооружить танк 76-мм пушкой.

Коллектив конструкторов (Бондаренко, Дорошенко, Курасов и др.) к началу 1934 года подготовил чертежи новой машины, получившей индекс БТ-7. Первые опытные образцы, изготовленные к маю и ноябрю 1934 года, имели характерные особенности: курсовой пулемет справа от водителя и эллиптическую башню со скошенной крышей, в которую теоретически можно было установить как 76-мм (КТ-28 или ПС-3), так и 45-мм пушку. В кормовой нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 снарядов или радиостанция.

Испытания выявили недостатки: курсовой пулемет в трехместном экипаже сочли излишним, а башню забраковали из-за раздельной установки оружия. В результате в серию с 1935 года пошел упрощенный вариант с привычной башней от БТ-5 и сварным корпусом. Однако идея «дальнобойного» танка с 76-мм орудием не была забыта, и Автобронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу проработать установку на БТ-7 башни от опытного танка Т-26-4, что стало шагом к созданию будущих модификаций.

Продолжение следует!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Подборка легких танков ссср второй мировой войны, с подробным описанием. Часть 4.