В этом выпуске я расскажу про легендарную линейку танков БТ.
Лёгкий танк БТ-2Первым из семейства колесно-гусеничных танков в СССР стал БТ-2. В 1930 году в Советском Союзе была образована закупочная комиссия под руководством И. А. Халепского - ее целью было приобретение за рубежом новейших образцов бронетехники, тракторов и автомобилей вместе с технической документацией для последующего их серийного производства на советских заводах. В США внимание комиссии привлекли прекрасные скоростные и маневренные характеристики танка Кристи. С помощью торгового представительства «Амторг» удалось без проблем закупить два экземпляра этой машины (М1931) без башни и вооружения и вывезти морским путем в Советский Союз. Танки прибыли в СССР в начале 1931 года, и после их тщательного изучения было решено запустить машину в серию под обозначением БТ-2. БТ-2 отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. Для него разработали специальную башню, оснащенную 37-мм пушкой (37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года, которая в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36 и была закончена только летом 1933 года) и, начиная с 61-го экземпляра, 7,62-мм пулеметом ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор служил для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за недостатка пушек, плохо освоенных производством, 350 БТ-2 были выпущены только в пулеметном варианте со спаркой пулеметов ДА-2. В связи с этим существовало по меньшей мере четыре варианта БТ-2 различавшихся вооружением.
- два пулемета в одной установке; - два пулемета в одной установке и еще третий в отдельной установке;
- пушка калибра 37-мм (без пулеметов);
- пушка калибра 37-мм и пулемет в отдельной установке.
В 1933 году на смену колесно-гусеничному танку БТ-2 пришел его модернизированный вариант БТ-5, отличавшийся от предшественника главным образом увеличенной двухместной башней новой конструкции со спаренными 45-мм пушкой 20К образца 1932 года и 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня имела в кормовой части нишу, в которой на линейных танках размещалась часть боекомплекта (115 выстрелов). На командирских БТ-5 ниша использовалась для установки радиостанции 71-ТК-1 (72 выстрела).Эти танки сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни, но в последующем от такой антенны отказались, так как в бою она служила главным ориентиром для огня противника. Кроме телескопического прицела (как и на БТ-2), танк имел также панорамный перископический прицел. На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов - в переднем находились две смотровые щели и два специальных отверстия для стрельбы из револьвера.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
В конструкцию корпуса и ходовой части были внесены только незначительные изменения. Бронирование осталось прежним, хотя боевая масса БТ-5 за счет пушки и башни несколько увеличилась до 11,5 т. С течением времени листовые опорные катки были заменены цельноштампованными, что упростило технологию их изготовления и повысило прочность. Проблема с двигателем так и осталась нерешенной. Как и БТ-2, танк БТ-5 был оснащен капризным и ненадежным авиамотором М-5 -для безопасности в силовом отделении пришлось установить противопожарное устройство. В опытных целях машина была оборудована двигателем М-17, но последний требовал более совершенной системы охлаждения.Лёгкий танк БТ-7Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 — более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия». Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую — к 7 ноября. Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существовавших тогда танковых пушек: 76-мм — КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года. В нише башни размещалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция. Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета. Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Продолжение следует !
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Подборка легких танков ссср второй мировой войны, с подробным описанием. Часть 4. .