Эта статья представляет собой итоговый обзор, подготовленный по совету коллеги Бороды. В ней предлагается альтернативный взгляд на развитие в СССР класса танков непосредственной поддержки пехоты (НПП). Чтобы избежать путаницы с реально существовавшими машинами, автор сознательно отошел от традиционной классификации по весу и сосредоточился на боевом назначении. Так родилась концептуальная линия «малых танков сопровождения», родоначальником которой стал реальный советский танк Т-18, известный также как МС-1. Именно с этой машины начался самостоятельный путь советского танкостроения.
МС-2 и МС-3: Синтез опыта
Следующим шагом в этой альтернативной истории стал МС-2. Его создание учитывало опыт, полученный от лицензионного производства английского танка «Виккерс 6-тонный». Конструкторам удалось совместить простоту и надежность британской машины с наработками, полученными при создании МС-1. Ключевой особенностью МС-2 стал поперечно расположенный двигатель, для которого использовались детали от советского авиационного мотора М-11. Изначально танк был двухбашенным, но логическим развитием линии стал однобашенный МС-3, вооруженный 45-мм пушкой 20К и спаренным пулеметом ДТ.
МС-3, отличавшийся простотой, дешевизной и надежностью, стал на несколько лет основой бронетанковых сил РККА. Однако технический прогресс требовал новых решений.
МС-4: Смелый эксперимент с колесно-гусеничным ходом
Экспериментальным ответом на вызовы времени стал колесно-гусеничный МС-4. Он получил новую ходовую часть с индивидуальной свечной подвеской по типу «Кристи» и более мощный шестицилиндровый двигатель. Несмотря на инновации, танк оказался слишком сложным и ненадежным из-за двойного привода. Тем не менее, на нем впервые была применена турель для спаренного с пушкой пулемета ДТ с рядом усовершенствований: ленточным питанием, эжекционным обдувом ствола и системой удаления гильз.
Боевое крещение МС-4 прошло в Испании, где танкисты раскритиковали его за слабую броню, непрактичный колесный ход, общую сложность и низкую надежность. Эти уроки легли в основу следующей модели.
МС-5: Учесть ошибки и усилить броню
МС-5 стал попыткой исправить недостатки предшественника. Танк получил корпус с рациональными углами наклона брони, синхронизированную коробку передач и усиленное до 30 мм лобовое бронирование. Пушка была модернизирована за счет удлинения ствола. Главным новшеством стал курсовой автоматический 50-мм миномет МАТ-50, значительно повысивший огневую мощь против пехоты и полевых укреплений.
Однако Зимняя война показала, что 150-сильного двигателя уже недостаточно, а 30-мм броня не спасала от снарядов современных противотанковых орудий, таких как шведские «Бофорсы». Это привело к созданию качественно новой машины.
МС-6: Переход в новый класс
МС-6 стал принципиальным скачком в развитии линии. Он получил 60-мм лобовую броню, 250-сильный дизельный двигатель и 76-мм пушку Л-11. Сохранив некоторые фамильные черты (поперечный мотор, наклонные борта, курсовой миномет), по массе и боевым возможностям он вышел за рамки легкого танка, приблизившись к средним. По огневой мощи МС-6 даже превосходил ранние Т-34, уступая им в подвижности. Эта машина стала основным танком РККА в 1941-1943 годах и сыграла ключевую роль в битвах под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.
Однако к 1943 году выявились и его недостатки: недостаточная скорость для глубоких прорывов, отсутствие освобожденного командира экипажа, а главное – броня, уже не спасавшая от новых немецких длинноствольных 75-мм пушек. Учитывая высокую степень унификации с более совершенным средним танком СТ-6/7, производство МС-6 стали сворачивать.
МС-7: Лебединая песня танков сопровождения
Окончательно отказываться от относительно дешевого и отработанного танка не стали. В конце 1943 года появился МС-7 – последняя модель в этой альтернативной линии. Он базировался на агрегатах МС-6 (двигатель, КПП), но получил существенные доработки. Была изменена ходовая часть: вместо трех тележек с малыми катками установили две с катками увеличенного диаметра и улучшенной амортизацией. Пушку Л-11 модернизировали, удлинив ствол и оснастив дульным тормозом от ЗИС-3 для компенсации усилившейся отдачи. Улучшили обзорность из башни и усилили бортовые экраны.
В таком виде МС-7 выпускался на Сормовском заводе и дошел до Берлина. Однако эпоха специализированных танков сопровождения пехоты подходила к концу. В декабре 1944 года их производство в СССР было окончательно прекращено, уступив место более универсальным средним танкам.
Источник - http://alternathistory.com/nam-inostrantsy-ne-ukaz-etapy-evolyutsii-malyh-tankov-soprovozhdeniya-ot-ms-1-k-ms-7/
👉 Подписывайтесь на канал «Альтернативная история»! Каждый день — много интересного из истории реальной и той, которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Нам иностранцы не указ! От мс-1 к мс-7.