История создания и предшественники
Концепция быстроходного среднего танка с мощным вооружением и противоснарядной бронёй впервые была воплощена в жизнь в Советском Союзе в 1934 году в опытном танке Т-29. Однако к 1936 году стало ясно, что этот проект, разработанный на Ленинградском заводе, в серийное производство не пойдёт. Одновременно с этим в Харькове возникли сложности с модернизацией лёгкого танка БТ-7. Обе машины, Т-29 и БТ-7, использовали схожий колёсно-гусеничный движитель с большими опорными катками, что стало отправной точкой для дальнейших разработок.
Ключевой фигурой в истории Т-34 стал талантливый конструктор Михаил Ильич Кошкин. В декабре 1936 года он был переведён с Ленинградского опытного завода в Харьков и назначен начальником танкового КБ завода № 183. Кошкин, имевший опыт работы над Т-29 и танком Т-111, прибыл в сложный период, когда в войсках массово выходили из строя коробки передач на танках БТ-7. Его задачей было не только решить текущие проблемы, но и создать принципиально новую машину.
Работа над будущим Т-34 началась с модернизации БТ-7. Уже во второй половине 1937 года под руководством Кошкина был успешно создан БТ-7М с новым дизельным двигателем В-2. Параллельно, по собственной инициативе, группа конструкторов во главе с Александром Морозовым начала проработку новой схемы ходовой части и формы корпуса. В сентябре 1937 года ГАБТУ официально выдало задание на создание нового «маневренного колёсно-гусеничного танка».
Для выполнения этой ответственной задачи было создано специальное конструкторское бюро КБ-24, которое возглавил лично М. И. Кошкин. В нём царила атмосфера творческого коллективизма, а работа велась практически круглосуточно. Кошкин заложил важнейший принцип: опытные образцы должны изготавливаться в условиях, максимально приближенных к серийному производству, — по тем же чертежам и технологиям. Он настаивал на том, чтобы создавать не просто улучшенные аналоги, а машины, опережающие своё время и остающиеся перспективными на долгие годы.
От А-20 к Т-34: рождение легенды
Развитие танков БТ привело к появлению тактико-технического задания на танк А-20, выданного в октябре 1937 года. Он должен был быть колёсно-гусеничным, иметь броню до 25 мм и скорость до 70 км/ч. Однако в военном руководстве уже тогда возникли сомнения в необходимости сложного колёсного хода, особенно с учётом появления более износостойких сталей для гусениц.
В апреле 1938 года в Кремле было принято судьбоносное решение продолжить работы, но рассмотреть два варианта: колёсно-гусеничный (А-20) и чисто гусеничный (будущий А-32, а затем Т-34). Именно гусеничный вариант, предложенный Кошкиным, открывал возможность для значительного усиления бронирования без критического роста массы.
В январе 1940 года вышло постановление о изготовлении двух гусеничных танков на базе А-32 с усиленной до 45 мм бронёй и 76-мм пушкой. Этой машине было присвоено имя Т-34. В феврале-марте два опытных образца успешно прошли испытания под Харьковом, показав выдающиеся характеристики: масса 26,6 тонн, двигатель 500 л.с., скорость 54 км/ч.
Чтобы доказать надёжность танка высшему руководству, в марте 1940 года два опытных Т-34 совершили беспрецедентный пробег своим ходом из Харькова в Москву, преодолев около 750 км по бездорожью. 17 марта танки были продемонстрированы И. В. Сталину и членам правительства на Ивановской площади Кремля. После осмотра и испытаний обстрелом Сталин одобрил машину, назвав её «первой ласточкой». 31 марта 1940 года Государственный комитет обороны подписал протокол о начале серийного производства Т-34. К сожалению, сам Михаил Кошкин, простудившийся во время обратного пути из Москвы, скончался в сентябре 1940 года. Дело его жизни продолжил его ученик и соратник — Александр Александрович Морозов.
Серийное производство и первые трудности
Начало выпуска (1940 год)
Т-34-76 обр. 1941 года в Бронетанковом музее в Кубинке
Средний танк Т-34-76 обр. 1943 года в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области
Подбитый Т-34 производства СТЗ, июнь 1942
Серийный выпуск Т-34 начался на заводе № 183 в Харькове в июне 1940 года. План был амбициозен — выпустить 600 танков к концу года, но реальность внесла коррективы. Производство столкнулось с огромными трудностями: новая, сложная машина была нетехнологичной, не хватало комплектующих (например, пушек Л-11), а качество первых серийных экземпляров оставляло желать лучшего.
Осенью 1940 года первые Т-34 начали поступать в войска. Отзывы танкистов были противоречивы: с одной стороны, они высоко оценивали мощь вооружения и броню, с другой — жаловались на тесноту башни, плохой обзор, ненадёжность коробки передач и главного фрикциона. Эти отзывы, а также отрицательный отчёт по итогам контрольного пробега трёх серийных танков осенью 1940 года, едва не привели к катастрофе. Заместитель наркома обороны маршал Г. И. Кулик подписал решение о прекращении производства Т-34 и возврате к выпуску старых БТ-7М.
Однако руководство завода № 183 и Наркомата среднего машиностроения (В. А. Малышев, А. А. Горегляд) сумело отстоять танк. Они доказали, что выявленные недостатки устранимы, и производство было сохранено, хотя гарантийный пробег временно сократили. В течение 1940 года удалось выпустить лишь около 115 машин при плане в 500, а Сталинградский тракторный завод (СТЗ) не сдал ни одного танка. Тем не менее, работа по улучшению конструкции и технологий не прекращалась ни на день.
Конструкция танка Т-34
Т-34 стал эталоном классической компоновки с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Экипаж из четырёх человек размещался: механик-водитель и стрелок-радист — в отделении управления, а командир (он же наводчик) и заряжающий — в двухместной башне.
Броневой корпус и башня
Сильнейшей стороной Т-34 была его противоснарядная броневая защита, выполненная с рациональными углами наклона. Корпус сваривался из катаных плит высокой твёрдости. Верхний лобовой лист толщиной 45 мм был установлен под исключительно большим углом в 60 градусов, что резко повышало его снарядостойкость. Борта также имели наклонные листы.
Снизу башня Т-34 образца 1941 г. с перестановкой места прибора наблюдения
Башня претерпела значительные изменения в ходе производства. Первоначально это была сварная башня из катаных листов, затем в производство пошла литая башня с толщиной стенок до 52 мм (для компенсации меньшей снарядостойкости литой брони). С 1942 года Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ) начал выпуск штампованных башен. С 1942 же года появилась так называемая «шестигранная» или «башня-гайка» улучшенной формы, с несколько большим внутренним объёмом, но всё ещё тесная для двух человек. На части машин с 1943 года начали устанавливать командирскую башенку.
Вооружение
76-мм пушка Ф-34 на Т-34-76
Основным вооружением первых Т-34 была 76-мм пушка Л-11, которую уже с весны 1941 года заменила более длинноствольная и мощная Ф-34. Это орудие стало главным калибром Т-34-76 на всю войну и обеспечивало ему превосходство над большинством танков противника в первые годы войны. Пушка могла использовать весь ассортимент снарядов советской дивизионной артиллерии: бронебойные, подкалиберные (дефицитные), осколочно-фугасные и другие. Боекомплект составлял от 77 до 100 выстрелов в зависимости от модификации.
Вспомогательное вооружение включало два 7,62-мм пулемёта ДТ: один спаренный с пушкой, а второй — курсовой, расположенный в лобовом листе корпуса. Экипаж также мог использовать личное оружие для самообороны через специальные порты в башне.
Таким образом, Т-34 стал результатом гениального предвидения конструкторов, титанического труда инженеров и рабочих. Несмотря на все «болезни роста» и трудности начального периода, этот танк сочетал в себе, казалось бы, несочетаемое: мощную броню, сильное вооружение, высокую подвижность и относительную простоту конструкции. Именно эти качества позволили ему стать не просто боевой машиной, а настоящим символом Победы и одним из самых знаменитых танков в мировой истории.
Обратите внимание: Как начинали свой путь видеоблогеры World of Tanka?.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: T-34 — советский средний танк. World of Tanks Blitz. .