Как аппаратура защиты таксофона (АЗТ) предотвращает несанкционированные подключения к телефонной линии

Всем привет! Ранее я уже делился информацией об устройстве и защитных механизмах современных карточных таксофонов.

Однако в прошлый раз я не упомянул один важный блок. Интересно, что в сети не так много подробностей о его конструкции и принципах работы. Сегодня мы как раз восполним этот пробел и разберёмся, что это за устройство, как оно функционирует и от каких угроз защищает таксофонную линию.

Защита аппарата и уязвимость линии

В прошлой статье речь шла о защите самого таксофонного аппарата от взлома и вандализма.

Современные таксофоны оснащены целым комплексом инженерных решений: от простых концевиков, фиксирующих открытие корпуса, до сложных систем, контролирующих сигналы и энергопотребление карты, а также детекторов эмуляторов. Многие телефонные карты имели криптографическую защиту. Всё это делало прямое вмешательство в работу аппарата крайне сложной задачей для злоумышленника.

Но если сам аппарат защищён, то что насчёт линии связи, к которой он подключён? Каждый таксофон соединяется с АТС обычной телефонной парой (с некоторыми особенностями, например, без услуги АОН). К этой же линии теоретически можно подключиться напрямую — с помощью трубки монтажника или даже обычного городского телефона.

Например, таким аппаратом. Если таксофон установлен в помещении, задача упрощается: достаточно незаметно подсоединить пару проводов к линии. Именно для предотвращения таких несанкционированных подключений и была создана специальная аппаратура защиты.

Что такое АЗТ и как её искали

Удивительно, но в открытом доступе практически нет технической информации об устройстве и работе Аппаратуры Защиты Таксофона (АЗТ).

Поиск в интернете часто приводит к устройствам защиты от грозовых перенапряжений (которые встроены в сам таксофон) или к оборудованию для шифрования переговоров. Это, конечно, интересные темы, но не те, что нам нужны.

Из обрывочных сведений известно, что АЗТ — это отдельное устройство, которое устанавливается в разрыв линии между таксофоном и телефонной станцией (АТС). Его задача — отслеживать состояние линии. Если появляется несанкционированное оборудование или пропадает связь с легитимным таксофоном, блок должен заблокировать линию и, в некоторых конфигурациях, совершить вызов на аварийный номер для оповещения.

Внешний вид и производитель устройства

Давайте рассмотрим конкретный экземпляр, который оказался у меня.

Устройство представляет собой компактную коробочку из чёрного пластика.

На задней панели указано название «АЗТ-1» и логотип производителя.

Поиск по модели «АЗТ-1» выдаёт множество ссылок, но полезной технической документации среди них нет: только упоминания о совместимости с некоторыми таксофонами и результаты коммерческих торгов.

Производитель определяется легко — это пермская компания «Интеллектуальные системы и технологии» (ИСТ), которая специализируется на телекоммуникационном оборудовании, включая GSM-таксофоны. Однако информации об АЗТ-1 на их сайте найти не удалось, как и в архивах интернета.

Внутреннее устройство АЗТ-1

Заглянем внутрь корпуса.

Внутри находится одна печатная плата. На ней расположены: два клеммника для подключения линии (со стороны таксофона и АТС), отсек для батарейки CR2032, микроконтроллер и набор дискретных элементов. Для защиты от скачков напряжения установлены два разрядника, два варистора и самовосстанавливающийся предохранитель.

На внутренней стороне крышки есть информационная наклейка.

Обратная сторона платы не содержит активных элементов, только логотип IST и серийный номер.

Ключевые компоненты: микроконтроллер и детектор тонов

Особого внимания заслуживают две микросхемы на плате.

Первая — это микроконтроллер PIC12F635 (к сожалению, с защищённой от чтения прошивкой). Вторая микросхема более интересна — это специализированный детектор сигналов тональной частоты CMX631AP, предназначенный для работы в телефонных линиях.

Вот его структурная схема.

Принцип его работы прост: один выходной сигнал указывает на обнаружение тона заданной частоты, а другой — на то, что этот тон длится более 40 миллисекунд.

Зачем в линии нужны тоновые сигналы? Режимы тарификации

Для чего нужны эти сигналы? Чтобы ответить, нужно понять, как происходит оплата разговора. Баланс на карте списывается в зависимости от длительности соединения, поэтому таксофон считается средством измерения и проходит периодическую поверку.

Для этого даже существует специальный контрольный прибор, который подключается к плате таксофона или к считывателю карт через адаптер (это единственный санкционированный производителем случай «вмешательства» в работу аппарата).

Помимо автономной тарификации (когда таксофон сам отсчитывает время) существовала централизованная система. В ней аппарат списывал деньги с карты не по своему таймеру, а по командам от АТС. Было два основных метода.

Первый — списание при смене полярности напряжения в линии. Эта технология применялась в старых междугородних таксофонах с монетоприёмником: АТС управляла электромагнитом, который «проглатывал» очередную монету. Аналогичный, но с фиксированным интервалом, принцип использовался в аппаратах АМТ-69.

Второй, более современный метод — списание по специальным тоновым сигналам частотой 16 кГц, которые отправляла АТС. Именно для детектирования таких сигналов и предназначена микросхема в блоке АЗТ.

Режим тарификации настраивается в меню самого таксофона.

Истинный принцип работы АЗТ: не контроль, а опрос

Теперь, зная о тоновых сигналах, можно было бы предположить, что АЗТ просто следит, приходят ли они от АТС, и блокирует линию, если сигналы пропали. Но на самом деле всё наоборот. В руководстве по эксплуатации таксофона можно найти важное уточнение:

При работе в паре с АЗТ таксофон периодически отправляет в линию сигналы частотой 16 кГц. Аппаратура защиты, обнаруживая эти сигналы, понимает, что таксофон «на месте» и работает исправно, а к линии не подключено ничего постороннего. Если же трубка снята (есть напряжение в линии), а ожидаемых тоновых посылок нет, АЗТ делает вывод о несанкционированном подключении и разрывает соединение.

Существовали также версии блоков АЗТ для установки непосредственно на кроссах телефонных станций, но их принцип действия был аналогичным.

Взаимодействие с системой удалённого контроля и настройка

Согласно описаниям, АЗТ должна совершать вызов на аварийный номер при обнаружении вторжения. Как именно это реализовано, неизвестно из-за отсутствия документации. Вероятно, устройство просто набирает номер импульсным способом, а оборудование на АТС лишь фиксирует факт вызова.

Внешних интерфейсов для настройки (вроде кнопок или разъёмов) у коробочки нет. Можно предположить, что аварийный номер и другие параметры записывались в память микроконтроллера с помощью программатора после извлечения чипа. В моём экземпляре память EEPROM оказалась пустой, что говорит о том, что устройство новое и никогда не настраивалось.

Заключение: актуальность технологии сегодня

Вот такое интересное и малоизвестное устройство нам удалось разобрать. Используются ли подобные системы сегодня — большой вопрос. Большинство уличных таксофонов теперь работают через GSM или радиоканал. Даже если где-то остались линейные аппараты, взламывать их ради бесплатных звонков (а звонки с таксофонов по России сейчас бесплатны) уже не имеет экономического смысла.

На этом всё.

Автор текста: MaFrance351

Написано при поддержкеTimeweb Cloud.

Больше интересных статей и новостей в нашемблоге на Хабре и телеграм-канале.

Реклама ООО «ТАЙМВЭБ.КЛАУД», ИНН: 7810945525

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: «Чтоб никто не дозвонился»: как работает аппаратура защиты таксофона.