Проблема самопроизвольного движения стиков ("дрифта") у контроллеров Sony DualSense стала массовой с момента их выхода в 2020 году. Учитывая сложную конструкцию и интенсивное использование джойстиков, вопрос их обслуживания и ремонта крайне актуален. В этой статье на основе личного опыта автора подробно разбираются причины поломок и предлагаются практические решения для самостоятельного ремонта.

Дисклеймер
Эта статья носит ознакомительный характер и не является строгим техническим руководством. Она состоит из трех логических частей: теоретической (устройство и причины поломок), информационной (варианты ремонта и запчасти) и практической (пошаговые инструкции). Для большинства ремонтных работ потребуется паяльник и навыки работы с электроникой. Помните, что самостоятельный ремонт вы выполняете на свой страх и риск.
Часть I: Теория и причины дрифта
Как устроен джойстик DualSense?
Джойстик контроллера отвечает за движение по осям X и Y. В DualSense он состоит из пластикового колпачка и основного механизма, произведенного компанией ALPS. Внутри металлического корпуса находится механизм наклона, который вращает две боковые оси в зависимости от движения стика.

На этих осях закреплены потенциометры — основные датчики положения. Каждый потенциометр имеет пластиковое основание с тремя ножками и графитовым резистивным слоем внутри, по которому скользит контактный ползунок (бегунок). Контроллер постоянно измеряет сопротивление на графитовых дорожках, преобразуя механическое движение в электрический сигнал.


Что такое "дрифт" и почему он возникает?
"Дрифт" — это неисправность, при которой контроллер регистрирует движение стика, когда он находится в нейтральном положении. В играх это проявляется самопроизвольным движением персонажа или камеры. Основные механические причины дрифта в джойстиках ALPS:
- Износ графитового слоя внутри потенциометра.
- Загрязнение механизма пылью и мусором.
- Износ пластиковых деталей механизма наклона.
- Ослабление или изменение характеристик возвратной пружины.
Наиболее частая причина — именно износ потенциометра. По данным производителя, их ресурс рассчитан примерно на 2 000 000 циклов или 400 часов активной игры. Графитовые дорожки стираются, а контактный ползунок изнашивается, что приводит к некорректным показаниям сопротивления.

На фото — пример серьезного износа: графитовый слой стерт, а бегунок поврежден.
"Вечные" стики: датчики на эффекте Холла (HALL) и туннельного магнитосопротивления (TMR)
Альтернативой ненадежным потенциометрам являются бесконтактные электромагнитные датчики. Стики на их основе часто называют "вечными", так как в них отсутствуют трущиеся графитовые детали, подверженные износу. Основные технологии — HALL и TMR.
Датчики Холла измеряют изменение напряженности магнитного поля при движении стика. Они устойчивы к загрязнениям, но могут быть чувствительны к внешним магнитным помехам. Такие датчики широко используются в технике, например, в автомобилях или в чехлах-клавиатурах для iPad.
Датчики TMR (туннельного магнитосопротивления) — более современная и дорогая технология. Они работают на квантово-механическом эффекте и обеспечивают более высокую точность и скорость определения положения. Эта технология, за открытие которой вручили Нобелевскую премию, применяется в производстве жестких дисков.

Многие энтузиасты сразу после покупки контроллера заменяют штатные джойстики на модули с датчиками HALL или TMR в качестве профилактики дрифта. Стики TMR часто поставляются с настраиваемыми колпачками.
Часть II: Диагностика, запчасти и варианты ремонта
Перед ремонтом важно определить тип неисправности. Проблема может быть как программной (решается сбросом или калибровкой), так и механической (требует разборки).
Диагностика программной ошибки:

Диагностика механической неисправности:

Какие запчасти понадобятся?
Для ремонта могут потребоваться:
- Потенциометр (отдельно или в сборе с механизмом).
- Механизм джойстика в сборе (с потенциометрами).
- Модуль джойстика с датчиком HALL или TMR (несовместим со штатным механизмом ALPS, меняется весь узел).
Запчасти бывают оригинальными (ALPS) и неоригинальными. Их легко найти на маркетплейсах. Датчики HALL/TMR поставляются только в составе неоригинальных модулей.
Потенциометр:

Стики в сборе:

Часть III: Практический ремонт
Разборка контроллера DualSense
1. Снимите лицевую панель. Подденьте и снимите черные накладки на рукоятках, затем аккуратно отделите основную лицевую панель.

по данным ifixit.com
2. Снимите кнопки L1/R1. Аккуратно подденьте их пластиковым инструментом, придерживая пальцами, чтобы они не отлетели.

по данным ifixit.com
3. Выкрутите винты. Открутите четыре винта корпуса (два сверху и два снизу).

по данным ifixit.com
4. Разъедините половинки корпуса. Подденьте защелки по периметру, начиная с нижней части и двигаясь к триггерам. Будьте осторожны, самая тугая защелка расположена вверху.

по данным ifixit.com
5. Отсоедините аккумулятор. Аккумулятор не закреплен. Аккуратно отсоедините его разъем от платы.

по данным ifixit.com
6. Отсоедините микрофон и снимите кронштейн аккумулятора. Отсоедините кабель микрофона, выкрутите винт, удерживающий кронштейн аккумулятора.

по данным ifixit.com
7. Отсоедините ленточные кабели от платы. Осторожно откройте четыре разъема, фиксирующие плату в корпусе.

по данным ifixit.com
8. Извлеките печатную плату. Аккуратно извлеките плату и переверните ее. Снимите пластиковые колпачки со стиков, нажав на фиксаторы с обратной стороны.

по данным ifixit.com
Ремонт без паяльника (очистка и замена бегунка)
Это временное решение для случаев, когда дрифт вызван загрязнением или износом только контактного ползунка.
1. Снимите колпачок стика, подденьте и снимите потенциометр, извлеките из него бегунок.

по данным ifixit.com
2. Очистите графитовые дорожки внутри потенциометра ватной палочкой, смоченной в спирте. Замените старый бегунок на новый.

по данным ixbt.com
3. Соберите узел, убедитесь в правильной ориентации бегунка (скошенные стороны должны совпадать).

Ремонт с паяльником (замена потенциометра или всего модуля)
Если очистка не помогла, требуется замена потенциометра или всего джойстика. Это сложная работа, требующая навыков пайки.
1. Обеспечьте доступ к плате. Для удобства можно отпаять разъем вибромотора.

по данным ifixit.com
2. Аккуратно выпаяйте неисправный компонент. Для удаления припоя с многоножевых компонентов (потенциометр — 3 ножки, модуль джойстика — 8) удобно использовать отсос для припоя или медную оплетку. Не пытайтесь нагреть все ножки одновременно.

3. Впаяйте новую деталь. Следите за правильной ориентацией. Будьте осторожны, чтобы не повредить паяльником соседние мелкие компоненты на плате. Если не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалисту.

по данным ifixit.com
Сборка контроллера
Сборка производится в обратном порядке. После установки платы и подключения основных разъемов (но до полной сборки корпуса) рекомендуется включить контроллер и проверить работоспособность стиков.

по данным ifixit.com
Калибровка
После любого механического ремонта, а особенно после установки джойстиков HALL/TMR, необходима калибровка. Используйте специальные программы, например, графическую утилиту для калибровки DualShock/DualSense. Для некоторых сторонних модулей может потребоваться калибровка по инструкции производителя.
Заключение
Дрифт стиков DualSense — распространенная, но решаемая проблема. Чаще всего виноват износившийся потенциометр со сроком службы около 400 часов. Вы можете попробовать почистить его, заменить самостоятельно, используя паяльник, или установить "вечные" джойстики на датчиках Холла или TMR. Датчики TMR точнее, но дороже. Оба варианта значительно долговечнее штатных.
P.S. Личный опыт автора: В моем контроллере износился потенциометр по оси X левого стика. Я выбрал самый бюджетный вариант, сохраняющий оригинальный дизайн: купил оригинальный модуль ALPS за 4$, выпаял из него новый потенциометр и установил на свою плату. Оставшиеся детали пригодятся для будущего ремонта. После замены контроллер был успешно откалиброван.
Обратите внимание: Экономный ремонт Iphone 8.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Конструкция стика DualSense, запчасти и ремонт «дрифта».