Реставрация советского краскопульта КРП-6: процесс очистки и особенности конструкции

В рамках новой экспозиции Виртуального музея мы начинаем неделю с демонстрации процесса восстановления рабочего состояния краскопульта КРП-6. В этой статье я подробно расскажу, как очистить этот инструмент от многолетних наслоений краски и подготовить его к использованию.

Знакомство с инструментом

Перед нами краскопульт КРП-6, выпущенный в 1986 году Научно-производственным объединением «ЛКП» в городе Хотьково Московской области. Это уже исторический экземпляр, требующий бережного подхода к реставрации.

Особенности материала и метод очистки

Корпус инструмента изготовлен из полиэтилена, что определило выбор метода очистки. Для растворения застарелой краски я использовал метиленхлорид. Этот растворитель эффективно справляется с задачей при комнатной температуре, не причиняя вреда полиэтилену, в отличие от многих других агрессивных составов.

Сложность представляли коричневые наплывы, состоящие, судя по всему, из фенольной смолы с волокнистым наполнителем. Наличие в конструкции алюминиевых деталей и коричневого пластика исключило возможность применения щелочной очистки, которая могла бы их повредить.

Конструктивные детали

Одним из ключевых узлов является механизм управления клапаном, требующий аккуратного обращения.

Бачок для краски имеет встроенные металлические элементы с резьбой. Это инженерное решение не случайно: чисто пластиковая резьба не выдержала бы многократных циклов сборки и разборки, быстро пришла бы в негодность.

Процесс полной разборки

Для полной разборки краскопульта, что необходимо для качественной очистки, мне потребовался целый арсенал инструментов — целых четыре разных ключа. Это говорит о продуманной, но не самой простой конструкции.

После обработки проявилось исходное качество поверхности и характерный цвет покрытия деталей. Это тот уровень исполнения, который сложно воспроизвести даже при попытке копирования. Даже если бы современные производители попытались повторить советские технологии, результат, скорее всего, был бы иным.

Трудности реставрации

Однако в процессе возникла загвоздка. Одна из металлических деталей оказалась «прикипевшей» — непонятно, пытался ли её открутить кто-то до меня. Мне также не удалось это сделать, и, чтобы не сломать деталь, я не стал прилагать чрезмерных усилий.

Современность легендарного бренда

Интересно, что предприятие-изготовитель, судя по всему, продолжает активно работать. Оно также выпускает краскопульты под брендом Altmaler, что говорит о сохранении традиций в современном производстве.

Если среди читателей есть сотрудники или ветераны этого хотьковского предприятия, я был бы искренне рад получить фотографии с производства аэрографов того времени. Архивные снимки цехов помогли бы дополнить историю этого инструмента. Некоторые сохранившиеся фотографии выглядят настолько идеально, что даже вызывают улыбку.

Техника, Советский, Аэрограф, Хотьково, Длиннопост

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Ретропонедельник №171. Краскопульт КРП-6.