Наконец-то завершен долгий и сложный процесс восстановления настоящего монстра фототехники. Из-за увлеченности работой в жаркой мастерской я даже забыл сделать промежуточные фотографии, но внутреннее устройство во многом повторяет уже описанный ранее Зенит-4.

Вот итоговый результат. Этот экземпляр уникален, и его ремонт был сопряжен с особыми трудностями из-за совершенно пустой и некомплектной нижней части корпуса.
Особенности и состояние камеры
Чем же Зенит-5 принципиально отличается от своей предшественницы? Главная особенность — это встроенный моторный привод для автоматической протяжки пленки. Эта камера стала первым в мире фотоаппаратом со встроенным мотором и первым подобным устройством, созданным в Советском Союзе.
Мне достался экземпляр в плачевном состоянии: отсутствовали внешние элементы управления, все провода были вырваны, а днище — пустым. К счастью, сам моторчик и концевые выключатели (концевики) остались на месте. Все недостающие детали пришлось брать от «донора» — другой камеры Зенит-4, которую пришлось разобрать.

Особенно досадно было отсутствие кнопок питания и отсека для аккумуляторов.
Внутренняя компоновка схожа с Зенит-4, но логика работы усложнена множеством переключателей, которые управляют включением мотора в нужный момент цикла съемки.

Затвор оказался целым, но потребовал переборки, аналогичной процедуре для четвертой модели. Важно обратить внимание на контакты с левой стороны — в собранном состоянии они должны плотно прижиматься к контактам на корпусе камеры.
Ключевой момент на фото выше — подпружиненная опорная пластина. Она выполняет роль толкателя для концевого выключателя и должна поднимать его, когда штифт отходит. Пришлось тщательно зачистить ржавчину и отполировать детали наждачной бумагой. После регулировки переключатель заработал как надо.
Сложности с проводкой и помощь из сети
Самым сложным для меня было разобраться в схеме подключения проводов. Спасла ситуацию схема, которую выложил в интернет энтузиаст по имени Борис Буйлов. Без этой схемы и его подробного руководства по восстановлению я бы вряд ли смог оживить этот аппарат. Огромная ему благодарность!

Принцип работы я уяснил не до конца, но для успешной сборки было достаточно понять логику концевиков и правильно проложить провода. Следующей проблемой стал разъем для соединения корпуса с блоком мотора. В моем экземпляре его не было, а у «донора» стояла простая колодка с синхроконтактами.
Новую контактную колодку я напечатал на 3D-принтере, скопировав размеры оригинальной. Контактную пластину пришлось вырезать вручную из пружинной стали — другой материал не подошел.

После этого начался процесс пайки проводов.
Прокладка жгута оказалась мучительной: оболочка проводов была слишком толстой, что стало моей ошибкой на этапе подготовки. Пришлось идти сложным путем, не торопясь. Я промаркировал провода по цветам, хотя цветов в наличии было меньше, чем самих проводников.

После подключения всех контактов ушла целая вечность на то, чтобы найти правильное положение затвора относительно корпуса. Автоматика должна работать безупречно. Камеру пришлось разбирать и собирать бесчисленное количество раз, так как у затвора большой допуск по установке. В обычном «Зените» ты просто подбираешь положение, а здесь нужно было поймать то единственное микроскопическое положение, когда все контакты идеально совмещаются.
Может показаться, что я преувеличиваю, но это не так. Созданный мной разъем, несмотря на точные замеры, оказался с контактами, расположенными чуть выше нужного уровня. Пришлось их подгибать, изолировать и подкрашивать, чтобы добиться идеального контакта. Но мотор упорно не хотел работать.
Обратите внимание: Самоучка в ремонте компьютерной техники - реальность или бред.
Фотографий этого этапа нет — было не до того.Теперь, когда принцип работы понятен, необходимо отрегулировать рабочий ход механизмов. Но я отложил эту тонкую настройку, чтобы не сойти с ума. Все узлы привода были аккуратно собраны. Первые испытания с аккумуляторами прошли, начато тестирование электроники.

Устройство мотора и внешняя модернизация
Корпус двигателя выполнен в виде катушки с пленочным резистором. Он не только вращает вал, но и сам немного проворачивается, поэтому питание подводится через специальные токосъемные дорожки.

Вращение передается через шестерню, которая связана с диафрагменным механизмом, а тот, в свою очередь, приводится в действие кулачком («кочергой») в центре шестерни.

Эта шестерня с кулачком была снята, что позволило увидеть маркировку мотора. Сам мотор был разобран, мелкие шарикоподшипники смазаны и установлены на место. Интересно, что его корпус сделан из прессованного картона!
Поскольку камера изначально была практически «голой», было решено не просто восстановить, а модернизировать ее дизайн и функционал.

Были приобретены и установлены: новая кнопка спуска, современный разъем для питания, плата для зарядки и новый аккумулятор. Вместо оригинального держателя батареи была напечатана новая деталь (проектирование, признаюсь, было утомительным).


Вид на модернизированную нижнюю часть.
К удивлению, напечатанный держатель с первого раза подошел почти идеально. Незначительные погрешности, связанные с выступами контактов, были исправлены ножом.

Синхрокабель выполнен синим проводом, остальная проводка аккуратно уложена в специальный канал в нижней части корпуса.

Провода разведены и припаяны к зарядной плате. Позже потребуется перепаять резистор, подходящий под новый аккумулятор, но нужная деталь еще в пути.

Хлопоты с кнопками и финальная сборка
Установка кнопок оказалась самой кропотливой работой. Места внутри очень мало, провода выходят прямо под кнопками и укладываются в каналы напечатанных деталей.
Выбор кнопок на рынке был невелик. Я купил симпатичную кнопку с хромированной крышкой, но с крупным корпусом. Это была тактовая кнопка. Установить ее прямо под отверстие в корпусе было невозможно из-за мешающих проводов. Пришлось смонтировать ее сбоку и разработать миниатюрный коромысло-переходник, которое передавало бы нажатие. Ход кнопки в 2.5 мм был подобран идеально, коромысло доведено до ума ножом.
Верхняя часть другой кнопки была приклеена, так как идеально подошла по размеру к отверстию в корпусе. В оригинале кнопка вращалась и фиксировалась в нажатом положении, но найти современный аналог с такой механикой не удалось.
Был припаян новый разъем и приобретен USB-кабель для зарядки от стандартного адаптера.

Крышка закрыта — и можно любоваться результатом!

Вес восстановленного аппарата получился весьма символичным.

Зарядное устройство с USB-разъемом позволяет использовать обычные сетевые адаптеры.

При зарядке через это отверстие в темноте видно свечение светодиодов на плате.
По сути, это финальный результат исследования. Осталось проверить рабочее расстояние и отрегулировать положение передней панели, но сейчас я отложил эти работы — очень устал. Также нужно будет перепаять тот самый резистор.



Кнопка спуска работает отлично.

Вот такой монументальный и мощный аппарат получился в итоге. В качестве бонуса — видео с характерным звуком работы взводного механизма.

Заодно сделал групповое фото с «братом» — Зенитом-4. Иногда я также докупаю запасные части, например, вал видоискателя.
Берегите себя, товарищи энтузиасты и мастера!
[Мое] Ремонт оборудования Ремонт своими руками Камера Пленочная камера Зенит Видео Вертикальное видео Длинная стойка 11Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Зенит 5 в ремонте.