Ремонт и восстановление классической камеры Yashica Electro 35 GS

В этой статье я расскажу о своем опыте ремонта и восстановления очень интересного японского фотоаппарата конца 1960-х — начала 1970-х годов — Yashica Electro 35 GS. Как и обещал в анонсе, делюсь подробностями.

Значок «Electro» на корпусе стал символом передовых для своего времени электронных систем. Чтобы оценить уровень инноваций, нужно учитывать возраст аппарата и технологические возможности той эпохи.

Камера действительно красива: хромированные детали, продуманный дизайн. Мне он очень нравился, пока я не приобрел более раннюю версию Electro 35, которая также заслуживает внимания.

Особенности и уникальность модели

Данная версия — обновленная, с позолоченными контактами. Эта серия уникальна тем, что в ней впервые была реализована автоматическая экспозиция с приоритетом диафрагмы. Выдержка плавно выбирается в диапазоне от 1/500 до 30 секунд. Принцип работы заключается в том, что во время экспонирования система считывает свет через фотоэлемент, и как только накоплено достаточно света для заданной чувствительности пленки, затвор закрывается.

Я считаю, что система отлично продумана и качественно исполнена, сама камера мне очень по душе. Однако у этих аппаратов часто выходят из строя электронные компоненты. Данный экземпляр стал третьим в моей коллекции, который потребовал внимания.

Диагностика неисправности

У этой конкретной камеры не работали светодиоды экспонометра на верхней панели. Это важный диагностический признак, так как эти индикаторы являются частью цепи питания автоматического экспонометра.

Без исправной автоматики камера может снимать только на выдержке 1/500 секунды, поскольку все остальные выдержки регулируются электромагнитами, которые удерживают шторки открытыми необходимое время — они перестают работать при неисправностях в цепи.

Процесс разборки

Первым делом снимаем верхнюю крышку, аккуратно отклеиваем кожу и откручиваем переднюю панель со шторками.

На заднем плане видны детали еще одной «Яшики» и «Зенита-5».

Поиск и устранение неполадки

Изучив схему и имея на руках еще один, более «замученный» экземпляр, я понял, что питание на подсветку экспонометра идет напрямую к объективу, где есть контакт, а затем возвращается и идет дальше к кнопке спуска затвора. В том разобранном экземпляре я заметил, что провод почти перетерся. Найдя нужный красный провод, я подал минус от аккумулятора на плату сверху, а плюс — прямо на контактную группу кнопки спуска. Система заработала!

Из объектива вниз выходят два красных провода. Нужно было найти место второго провода и точку подключения плюсового провода.

Вооружившись инструментами, добираемся до этого провода со стороны объектива. Для этого откручиваем переднюю линзовую группу.

Виден контакт выбора режима. Посередине — узорчатая плоская гайка, ее также нужно открутить.

Далее очень осторожно оттягиваем переднюю часть объектива назад, стараясь не повредить провода, идущие к контактам диафрагмы. Находим нужный контакт.

Виновник найден! Провод даже не перетерся — он просто оторвался. Видно, что на заводе он был плохо припаян.

На фото видна красная линия и зазор до контакта, куда его необходимо было припаять.

Сборка и проверка

Припаиваем провод на место, устанавливаем линзу обратно (попутно очистив ее от нового налета), проверяем с аккумулятором — все работает! Собираем шторки обратно в корпус, все прикручиваем, приклеиваем кожу на место специальным скотчем, восстанавливая заводской вид.

Устанавливаем верхнюю крышку, вставляем аккумулятор и проверяем функционал.

Первая часть хода кнопки спуска активирует проверку экспозиции. Если загорается предупреждающий свет, необходимо прикрыть диафрагму до его исчезновения.

Вторая часть хода кнопки отвечает за съемку в условиях, когда выдержка превышает 1/30 секунды (ситуация, когда съемка с рук может быть затруднена).

Индикатор теперь работает корректно, а выдержка меняется в зависимости от освещения. Меня очень порадовал и вдохновил тот факт, что это была одна из самых простых и успешных реставраций в моей практике.

Другие экземпляры и наблюдения

Во втором экземпляре все провода, идущие к механизму диафрагмы, были повреждены во время предыдущего ремонта, поэтому автоматика не функционировала. Но, как видно, провода для ремонта я уже подготовил.

Сравним: слева — восстановленная камера, посередине — такая же, но в более плохом состоянии, справа — камера первого выпуска. Обратите внимание на текстуру отделки салона: вместо черного — белые логотипы и значки на рукоятках и крышке.

Интересно, что у отремонтированной камеры оказался неисправен контакт кнопки спуска: он издавал треск и скрип, а при плохом контакте мигал красный индикатор (из-за кратковременного разряда, включавшего транзистор, отвечающий за красный свет). На работу это не влияло, но создавало неудобства. Так как эту камеру я оставляю себе, то разбирать ее для исправления этого дефекта пока не планирую.

Меня также поражает, как незначительные изменения в конструкции объектива (при внешне идентичном виде и том же годе выпуска) могут быть связаны с переходом на другую электронную схему. Электрически такие объективы могут быть не взаимозаменяемы.

Ремонт двух других камер, пожалуй, будет темой отдельной статьи, хотя известно, что та, у которой был оборван провод, до вмешательства работала, и громких открытий там не предвидится.

Товарищи энтузиасты и реставраторы, берегите себя и свои исторические аппараты!

[Мой] Ремонт электроники, ремонт камеры, пленочная камера, сделай сам, длинный пост

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Yashica Electro 35 GS.