Первый в мире танк: история создания и конструкция русского «Вездехода»

В разгар Первой мировой войны военные стратеги столкнулись с проблемой преодоления укреплённых позиций противника. Требовалась принципиально новая боевая машина, сочетающая огневую мощь, броневую защиту и способность передвигаться по сложной местности. Ответом на этот вызов стало появление танков — техники, изменившей характер сухопутных сражений. Но кто же был первооткрывателем в этой области и как выглядел самый первый прототип?

Танк Пороховщикова

Рождение идеи и создание «Вездехода»

Первый в мире танк был разработан русским конструктором и лётчиком Александром Александровичем Пороховщиковым. Идея создания бронированной машины пришла ему в голову после наблюдений за пехотными атаками, когда солдаты несли огромные потери под шквальным пулемётным огнём. Пороховщиков понял, что для прорыва вражеской обороны нужна защищённая боевая единица, способная преодолевать траншеи и подавлять огневые точки. Работы над проектом, получившим название «Вездеход», начались в феврале 1915 года, а уже в мае того же года состоялись первые ходовые испытания прототипа.

Обратите внимание: Какая премиум техника в игре World of Tanks, имеет самый большой фарм внутри игровой валюты,и будет нагибать в 2021!.

Конструкция «Вездехода» была революционной для своего времени и заложила основные принципы танкостроения: бронекорпус, вращающаяся башня с вооружением и гусеничный движитель для повышенной проходимости.

Устройство танка Пороховщикова

Технические особенности и судьба проекта

Основой конструкции «Вездехода» служила сварная рама с четырьмя вращающимися барабанами, на которые наматывалась широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось специальным барабаном и механизмом. Управление машиной осуществлялось с помощью двух поворотных рулевых колёс. На твёрдом грунте танк опирался на эти колёса и ведущий барабан, а на мягкой почве вес распределялся по всей гусеничной ленте, что предотвращало сильное заглубление.

Габариты машины были довольно компактными: длина — 3,6 метра, ширина — 2 метра, высота (без башни) — 1,5 метра. Боевая масса составляла около 4 тонн. Несмотря на успешные испытания, которые доказали принципиальную работоспособность идеи, проект «Вездехода» не получил дальнейшего развития в России. В результате пальма первенства в создании первого серийного танка перешла к Великобритании, которая представила свою опытную машину в сентябре 1915 года. Тем не менее, разработка Пороховщикова навсегда останется в истории как смелая и новаторская попытка решить одну из ключевых проблем позиционной войны.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Какой был самый первый танк?.