История началась с того, что я, будучи больше энтузиастом механики и технологий, чем фотографом, увидел этот фотоаппарат и не смог устоять. Когда представилась возможность, я его купил. Меня привлекает сам процесс работы с механизмами, их ремонт и восстановление. Это хобби, которое приносит огромное удовольствие, особенно когда речь идет о таких инженерных шедеврах, как камеры. Я начал собирать коллекцию интересных аппаратов, и, поскольку все они были в возрасте, каждый требовал внимания и ремонта. В этой статье я делюсь первым таким опытом — восстановлением Mamiya C33. Если тема вызовет интерес, буду публиковать и другие ремонты. Добро пожаловать в комментарии!
Знакомство с легендой: Mamiya C33
Mamiya C33 — это системная двухобъективная зеркальная камера (TLR) среднего формата, рассчитанная на пленку 6x6 см. Ее ключевая особенность — модульность: объективы можно менять, что для TLR-камер того времени было редкостью. Аппарат оснащен индикатором компенсации параллакса (важно для съемки на близких дистанциях) и имеет уникальную конструкцию с сильфоном, позволяющую фокусироваться на сверхблизких расстояниях, почти как в макросъемке.

Внешний вид камеры монументален и совершенно необычен для привычного понимания фототехники.



Процесс фокусировки завораживает: сильфон раздвигается, почти удваиваясь в размерах, подобно рыбе фугу. Именно эта система и дает возможность делать макроснимки.
Возможности и надежность конструкции впечатляют. Не зря среди фотографов за Mamiya C33 закрепилось прозвище «танк» — из-за солидных габаритов и внушительного веса.

Для одной камеры это действительно целый арсенал функций.
Сравнение размеров: «танк» и другие
Когда-то я купил и отремонтировал камеру «Салют» и считал ее огромной. На фоне Mamiya C33 это мнение кардинально изменилось.

Для наглядности сравним «танк» с компактной дальномерной камерой, например, «Зоркий» или «Зенит» (советские аналоги Leica).

На фото также виден самодельный фон для Instax (не обращайте на него внимания).
Обратите внимание: На днях мне сказали, что профессиональные фотоаппараты больше не нужны, потому что телефоны сейчас снимают также. Так ли это?.
Оригинальный фон, к счастью, не пострадал.Начало ремонта: диагностика проблемы
Основная неисправность, с которой я столкнулся, — отказ механизма перемотки пленки. В остальном камера казалась вполне работоспособной.

Первым делом пришлось снять кожух. Он был приклеен неподходящим клеем, так что процесс был долгим и требовал аккуратности, чтобы не порвать материал.


Сам кожух оказался погнут и помят, но это удалось исправить.

Естественно, камера получила генеральную чистку.
Внутренний мир механизма

Чтобы добраться до узла перемотки, потребовалось снять ведущую шестерню и противоотражательную рамку.

Диагностика выявила проблему: в верхней части механизма отсутствовала пружина определенной конфигурации, а в нижней требовалась регулировка специального винта.
Этот нижний винт отвечает за блокировку затвора при смене объективов. Интересно, что его настройка обратная — разблокировка происходит только в момент установки нового объектива.
В верхней части находится рычаг, который сигнализирует, что пленка достаточно протянута. Он должен опускаться в специальное отверстие и подпираться пружиной.

Недостающую пружину я нашел в своих запасах.

Я согнул ее нужным образом. Позже я понял, что она должна была опираться на крупный винт сверху, но изначально я установил ее на выступ внизу, что, впрочем, тоже сработало.
Результат и сравнение с другой ретро-камерой
На этом основные работы были завершены, и других серьезных проблем не обнаружилось. Осталось только провести «рентген» — тестовую съемку.


На фото сравнение: японская зеркальная камера 1959 года выпуска (слева) и японская же TLR Mamiya C33 1966 года выпуска (справа).
В целом, камера «Фуджита» (слева) тоже ждет своего часа — у нее порваны шторки, и к ней сложно найти объектив. Планирую адаптировать под нее оптику от любительской камеры, если получится.
Послесловие
Возможно, формат повествования получился немного суховатым, поэтому буду рад вашим советам и критике. Самый сложный момент в таких реставрациях — фотографировать процесс. Часто механизмы и их взаимодействие понятны только тебе, и сложно показать это наглядно. Рассказывать о ремонте тоже не всегда просто, но я очень хочу этим делиться!
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Танк(нет) Фотоаппарат Mamiya c33.