Ретропонедельник №115: Выжигатель-гравёр Орнамент-1 — советский многофункциональный инструмент для творчества и маркировки

Виртуальный музей в рамках рубрики «Ретропонедельник» представляет очередной экспонат — выжигатель-гравёр «Орнамент-1». Это устройство, производившееся в Йошкар-Оле на Заводе полупроводниковых элементов, было популярным в советских семьях.

Выжигатель был простым и доступным устройством, которое часто использовалось для детского творчества. Его конструкция, включающая понижающий трансформатор, делала его относительно безопасным: риск серьёзного удара током был минимален, а нагревательный элемент имел небольшую площадь, что снижало опасность обширных ожогов.

Советское производство и современные аналоги

В СССР подобные приборы выпускались многими предприятиями. Ранее в нашей рубрике уже рассказывалось об установке для выжигания ПВД-3. За рубежом такие устройства не получили столь широкого распространения, а современные зарубежные модели часто представляют собой изделия кустарной или полукустарной сборки. Сегодняшние китайские аналоги больше напоминают паяльники. Если вы встречаете в продаже выжигатель с открытой нагревательной спиралью, скорее всего, это бытовой прибор для творчества.

Особенностью «Орнамента-1» был расширенный комплект поставки. Помимо стандартной ручки для пирографии (выжигания по дереву), в набор входил уникальный инструмент — электроискровой карандаш для гравировки.

Регулировка мощности прибора осуществлялась простым, но эффективным способом — подключением к разным отводам вторичной обмотки трансформатора, что соответствовало разным напряжениям в розетке.

Принципиальная схема из инструкции помогает понять, как было устроено это электромеханическое устройство.

Электроискровой карандаш: технология гравировки

Электроискровой карандаш заслуживает отдельного внимания. В его конструкцию был включён электромагнит, соединённый последовательно с рабочим электродом. При контакте с металлической поверхностью цепь замыкалась, электромагнит втягивал якорь, в точке контакта возникала небольшая электрическая дуга, которая разрушала материал. После размыкания цепи пружина возвращала наконечник в исходное положение, и цикл повторялся. Для успешной работы требовался навык: нужно было правильно подбирать усилие нажатия и расстояние, чтобы карандаш не «залипал» и не оставлял сплошную линию.

Этот метод позволял гравировать металлы любой твёрдости, включая закалённые стали. До эпохи доступных лазерных станков электроискровая обработка была практически единственным способом нанесения индивидуальной, несмываемой маркировки. Инструментальные цеха заводов использовали подобные установки для маркировки фрез, свёрл и другого инструмента, а качество надписей зависело от мастерства оператора.

Конструктивным слабым звеном устройства был гибкий медный проводник, соединявший подвижный якорь, который со временем мог перетираться или ломаться.

Посты рубрики также дублируются в Telegram-канале для удобства подписчиков: https://t.me/serkov_me

[мин]ТехнологииОбразовательныеСделано в СССРИзобретенияТехнологииГаджетыЙошкар-ОлаДлинный пост 3 Поддержите Эмоции

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Ретропонедельник №115. Выжигатель-гравёр Орнамент-1.