До введения карантина и дистанционного обучения проведение ОГЭ и ЕГЭ считалось отлаженной процедурой. Предполагалось, что механизм государственной итоговой аттестации (ГИА) работает чётко и обеспечивает абсолютно честную, объективную оценку знаний каждого выпускника.
Теория против практики
Однако на практике всё оказалось сложнее. Система не учла изобретательность учеников, которым порой не хватает усидчивости или способностей к определённому предмету, зато в избытке присутствуют авантюризм, самоуверенность и богатая фантазия. Для таких учащихся экзамен — не испытание знаний, а вызов, который нужно преодолеть любыми способами.
Эволюция шпаргалок: от бумаги к цифре
Те, кто не уделял время учёбе, не боятся ГИА. На помощь пришли технологии. Ещё лет 10 назад, до эры смартфонов, выпускники отправляли SMS прямо из аудитории, сдавая один телефон, а второй пронося с собой. Если воспользоваться им в классе было нельзя, связь с «консультантом» налаживали в туалете. Ответом на это стали металлоискатели на входе в пункты проведения экзамена (ППЭ). Но классические бумажные шпаргалки не издают звуков. Не удалось списать в классе — можно выйти в уборную.
Отдельная проблема — утечка материалов. В ночь перед экзаменом в интернете нередко появляются задания и ответы к ним, естественно, не бесплатно. Это вызывает серьёзные вопросы: откуда берётся информация, если официально КИМы (контрольно-измерительные материалы) вскрываются только в аудитории в день экзамена в присутствии детей? Организаторы в классе и сами ученики сделать этого не могут. Значит, утечка происходит раньше — на этапе разработки заданий или их упаковки. Кто стоит за этим и каковы мотивы — большая загадка.
Невозможная роль учителя-организатора
Нас, педагогов, за несколько часов до начала экзамена инструктируют: запрещайте пользоваться вспомогательными материалами, постоянно двигайтесь по аудитории, бдительно следите за каждым действием учеников. При этом нужно быть «строгим, но доброжелательным» (что бы это ни значило), перемещаться бесшумно, не отвлекая детей, и при этом видеть всё, что происходит под партами. Фактически, от учителя требуют стать идеальным надзирателем-невидимкой.
На практике это выглядит абсурдно. Во время экзамена я, как педагог-организатор, с коллегой-ассистентом не разговариваю до момента сдачи бланков. Общаемся лишь едва заметными жестами и взглядами, как спецназ на операции. Со строго-доброжелательным выражением лица бесшумно «патрулирую» класс, пытаясь заглянуть под каждую парту. Однажды подняла бумажку — это была... таблица умножения. Обменявшись с ассистентом красноречивым взглядом, мы вернулись к своим «маскам». Ирония ситуации в том, что в 9 классе кто-то всё ещё не уверен в базовых арифметических действиях. Но раз есть шпаргалки — значит, нужно следить ещё внимательнее.
Туалет как центр операций
Через полтора часа начинается паломничество в туалеты — единственное место, куда не проникает всевидящее око организатора. Выйти из аудитории нам запрещено, за учеником следит специальный сопровождающий. Если выпускник подозрительно задерживается в кабинке, сопровождающий вежливо интересуется из-под двери: «Вам плохо? Нужна помощь медика?» Обычно после этого ученик появляется в течение минуты.
После экзамена в мусорных корзинах в уборной часто находят свёртки, исписанные «полезной» информацией. Есть подозрения, что в заранее условленном месте можно даже оставить телефон. Несмотря на металлоискатели, кому-то удаётся пронести гаджеты. Лично я столкнулась с ситуацией, когда выпускница случайно пронесла телефон, хотя её проверяли на входе.
Кто виноват в нарушениях?
Практически каждый год после ГИА всплывают новые истории о хитрых схемах обмана или утечках материалов. Раздаются гневные вопросы: «Куда смотрели педагоги?!» Но учителя в аудитории делают всё возможное: организуют процедуру, следят за учениками, контролируют пространство на партах и под ними. Всё, что происходит за пределами класса, — вне их зоны ответственности.
Единственное, что можно поставить в вину непосредственно учителям в аудитории, — это появление фотографий КИМов в сети. Можно предположить, что ученик может схитрить и сделать снимок в момент сдачи бланков, когда внимание педагогов приковано к заполнению документов и подсчёту бумаг. Но разве наличие телефона у выпускника на ЕГЭ — это вина организаторов в классе? Они не проводят досмотр на входе.
Как вы считаете, всегда ли ученик найдёт способ обойти систему? Как, на ваш взгляд, происходят утечки экзаменационных материалов? Делитесь своими мнениями и историями в комментариях.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Куда смотрел учитель?.