Правильная история в правильном учебнике или удобные дети: размышления о современных образовательных тенденциях

Давайте обсудим историю. Но не ту, которую мы изучали раньше или видим сегодня, а ту, которую теперь будут преподавать нашим детям в школах.

Кадр из фильма 'Королевство кривых зеркал'

Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"

В последнее время в России появляется всё больше новостей, связанных с обучением подрастающего поколения. Складывается впечатление, что наше руководство, возможно, не наигралось в школу в детстве и теперь с особым рвением взялось за реформирование образования.

Нововведений действительно много, но я предлагаю остановиться на двух ключевых изменениях. Первое касается предмета "история", которому сейчас уделяется беспрецедентное внимание. Хотя интерес к истории — это в целом похвально, в данном случае мотивы вызывают вопросы.

Переписывание учебников: какая история считается "правильной"?

Группа деятелей во главе с господином Мединским, которые уже предложили новую модель обучения, не останавливаются на достигнутом. Они решили, что пришло время переписать учебники и преподавать детям так называемую "правильную историю".

Скриншот с сайта 'ТАСС'

Скриншот с сайта "ТАСС"

С одной стороны, идея учить правильной истории звучит логично. Но что вкладывается в это понятие? Например, как будет трактоваться крещение Руси? Будет ли объективно рассказано о методах, с помощью которых исконные верования славян были заменены православием, которое, кстати, многое позаимствовало из тех же языческих обрядов, лишь адаптировав их под новые догмы?

Или взять Куликовскую битву. Её масштаб и значение в учебниках часто преподносятся как нечто грандиозное. Однако археологические данные пока не подтверждают картину массового сражения такого размаха: не найдено соответствующего количества артефактов, оружия или массовых захоронений, которые обычно остаются после подобных событий.

Кадр из мультфильма 'Замок лгунов'

Кадр из мультфильма "Замок лгунов"

Есть вопросы и к другим историческим сюжетам. Например, к роли Сергия Радонежского, благословившего, как считается, Дмитрия Донского перед битвой. Как он мог это сделать, находясь географически далеко от пути войска к месту сражения? Этот момент часто остаётся без объяснения.

А куда исчезли фундаментальные исторические труды Ломоносова и Татищева? Оба учёных имели собственный, отличный от официального, взгляд на историю России. Татищев даже не смог издать свои работы за границей, а после смерти обоих исследователей их архивы таинственным образом пропали.

Тем для "правильного" переписывания, очевидно, много.

Обратите внимание: История первых телефонов.

И можно предположить, что акценты в новых учебниках будут расставлены так, чтобы воспитать "удобное", лояльное поколение.

Кадр из фильма 'Королевство кривых зеркал'

Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"

Запрет телефонов в школе: благо или контроль?

Вторая важная новость — это запрет использования мобильных телефонов на уроках. На первый взгляд, идея здравая. Ученики часто отвлекаются на переписки и соцсети прямо во время занятий, что мешает учебному процессу и демонстрирует неуважение к учителю. Такое поведение, безусловно, недопустимо.

Однако странно, что это решение принято так внезапно и категорично после многих лет практически полной вседозволенности, когда педагоги били тревогу, но их голос не был услышан.

Возникают и практические вопросы. Как технически будет осуществляться изъятие телефонов? Их будут забирать перед началом уроков и возвращать после? Кто будет нести ответственность за сохранность дорогостоящих гаджетов? Кроме того, многие родители вряд ли согласятся отпускать ребёнка в школу без средства связи — это вопрос безопасности и возможности контроля по пути в учебное заведение и обратно.

Кадр из фильма 'Королевство кривых зеркал'

Кадр из фильма "Королевство кривых зеркал"

Почему же о уважении к учителю и концентрации внимания учеников озаботились именно сейчас? У меня есть одно предположение.

Современные дети часто тихо снимают на камеру происходящее в классе. А в свете введения в этом году так называемых "бесед о важном" и других воспитательных мероприятий, власти, возможно, хотят проводить их в закрытом, контролируемом формате. Вдруг кто-то захочет поделиться содержанием этих бесед с внешним миром?

Это, конечно, лишь моё личное мнение, и я могу ошибаться. Но такие мысли возникают. А что думаете вы?

#россия #новости #образование #дети #урок #история #школа #народ #учебники #телефоны

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Правильная история в правильном учебнике или удобные дети.