Пейзажная фотография — одно из самых популярных направлений, и это неудивительно. Природа вокруг нас постоянно меняется, и так хочется запечатлеть эти мимолетные моменты красоты, даже если под рукой только смартфон.
Почему мы привыкли к горизонтали?
Наше зрение устроено так, что мы воспринимаем мир панорамно, широко. Именно поэтому киноэкраны, телевизоры и большинство фотографий имеют горизонтальную ориентацию. Это кажется естественным и привычным.
Сила вертикального кадра
Однако вертикальная компоновка кадра — это мощный творческий инструмент. Она заставляет взглянуть на знакомые сцены под новым углом, ломает шаблоны восприятия и может придать обыденному сюжету свежесть и неожиданную выразительность.
С технической точки зрения снимать вертикально на телефон даже удобнее: гаджет идеально ложится в руку, а управлять спуском можно одним пальцем. Но здесь и кроется главная ловушка для многих.
Главная ошибка и как ее избежать
Самая распространенная проблема вертикальных снимков — это пустое, неинформативное пространство, обычно вверху (небо) или внизу (земля). Такой «балласт» не несет смысла, а лишь отвлекает внимание от главного. В кадре не должно быть ничего лишнего.
Обратите внимание: Почему не стоит покупать Iphone 12 в 2020.
Чтобы ваши вертикальные пейзажи были сильными и осмысленными, стоит помнить о нескольких ключевых принципах:
- Безжалостно исключайте лишнее. Если небо пустое и скучное — не включайте его в кадр полностью. То же самое касается земли. Вертикальность должна быть художественно оправдана: ищите формы, линии и объекты, которые заполнят все пространство кадра смыслом и сделают такое решение единственно верным.
На этом примере видна красивая игра зеленых оттенков, но стандартное кадрирование оставляет слишком много пустого неба, которое мешает восприятию.
Обрезав кадр сверху, мы фокусируем взгляд зрителя на самой интересной части — текстуре и цвете.
Альтернативный вариант кадрирования подчеркивает графичный контраст между голой веткой и пушистой елью.
Здесь небо было неинформативным, поэтому его убрали, чтобы акцентировать внимание на интересной фактуре коры и мха в нижней части.
Но бывают и обратные ситуации. Когда закатные облака обрели красивый розовый оттенок, они были оставлены в кадре как цветное обрамление, создающее контраст с зеленым лишайником на бревнах.
2. Оставляйте воздух вокруг объекта. При съемке архитектуры или человека не стоит «прилеплять» их к краю кадра. Небольшое свободное пространство (так называемый «воздух») сделает композицию более гармоничной и естественной.
Пытаясь снять Петропавловскую крепость вплотную, фотограф сталкивается с оптическими искажениями. Отойдя подальше и оставив вокруг здания пространство, можно получить корректный и сбалансированный кадр, не требующий исправлений.
3. Не забывайте про классическую композицию. Правила третей, ведущих линий, работы со светом и цветом работают в вертикальном формате ничуть не хуже, чем в горизонтальном.
Этот кадр был снят вертикально, чтобы подчеркнуть красивые световые акценты, которые создало утреннее солнце на стволах деревьев.
4. Задавайте себе вопрос «Зачем?». Самое главное правило. Прежде чем развернуть камеру вертикально, спросите себя: «Почему этот сюжет нужно снять именно так?». Ответ «потому что телефон удобно держать» — не считается. Вертикаль должна быть осмысленным художественным выбором, который усиливает идею снимка.
В данном случае вертикальный формат был выбран сознательно. Он позволил передать ощущение воздушности, показав не только дуб, подсвеченный в тумане, но и четкий передний план, который ведет взгляд зрителя вглубь кадра, создавая объем и настроение.
Экспериментируйте, ищите свои ракурсы и помните, что формат — это инструмент для выражения идеи. Удачных вам кадров! Буду рад вашим вопросам и комментариям.
#пейзажная фотография #советы фотографа #советы фотографам #советы для фотографов #композиция в фотографии #фото на телефон #фото на смартфон
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Стоит ли снимать вертикальные пейзажи?.