«Летучий голландец» - борт, который преследовали неудачи

Мировая авиация знает не так много историй, когда цепь мистических и загадочных обстоятельств приводила к самым трагичным последствиям. К сожалению, отечественная авиация не является исключением. Речь идет о военно-транспортном самолете Ан-22 «Антей» с регистрационном номером CCCP-09331. Этот борт мог стать одним из многих и успешно выполнять задачи, но небо подготовило для него не самую лучшую судьбу. Самолет летал около 20 лет и за время эксплуатации пользовался дурной славой из-за ряда инцидентов, а также периодических странных отказов, вследствии чего за ним даже закрепилось прозвище «Летучий голландец».

Ан-22 «Антей»

Например, в 1974 году, спустя 2 года после выпуска с завода, во время стоянки в аэропорту Кеблавик (Рейкьявик, Исландия), сильный ветер повредил систему управления элеронами самолета, в том числе сломал и деформировал их тяги.

Через 14 лет, в 1988 году, после взлета из Алжира, у самолета не убрались шасси. Экипаж успешно посадил самолет в пункте назначения. В этом же году при подготовке к вылету экипаж во время запуска двигателей обнаружил их неисправность. Спустя какое-то время проблема была решена, и пилоты рвались быстрее взлететь. Экипаж начал выполнять руление по аэродрому с трёхкратным превышением скорости — 90 км/ч, вместо 30 км/ч. Следуя по обледенелым рулежным дорожкам, на одном из поворотов ушёл в занос, после чего вылетел с обочины и врезался в домик дежурного. Тогда никто не пострадал, а на ремонт борта ушел месяц. А еще через два самолет снова попал в неприятную историю.

В январе 1989 года «Антей» выполнял плановый полёт по маршруту с десантированием, когда после взлёта при уборке закрылков неожиданно начал быстро крениться вправо. При этом возникла вибрация. Тогда трагедии не случилось, и самолет успешно приземлился. Вероятной причиной назвали обледенение крыла.

Летом 1992 во время полета у Ан-22 отключились все генераторы постоянного тока. Осенью этого же года во время запуска двигателей произошло обесточивание топливных насосов в правой плоскости крыла. Странно то, что после отключения двигателей насосы заработали в штатном режиме. После этого случая самолет был отстранен от полетов и направлен на капитальный ремонт. Но и после него были обнаружены недостатки, потому борт снова отправили на завод «долечиваться». В 1993 году «Антей» вернулся в строй.

Обратите внимание: Ил-114 самолет который ждут в регионах.

Но ненадолго.

Свой последний вылет он совершил при выполнении задания по вывозу из Германии находящейся там ещё с советских времён группы войск и военной техники. 18 января 1994 года на борт погрузили 34 тонны груза, который включал в себя две компрессорные станции на базе ЗИЛ-131, автокран "Урал", автомобиль ЗИЛ-130 и две электростанции. Вылет осуществлялся с военного аэродрома Темплин (Германия) в Ростов-на-Дону. Всего на борту находилось 10 человек (7 членов экипажа и 3 пассажира, сопровождавших груз).

Ан-22

Из-за сложных погодных условий экипажу пришлось изменить маршрут и совершить промежуточную посадку в Твери на базовом аэродроме Мигалово. Рулежные дорожки оказались покрыты слоем льда, поэтому самолёт на стоянку закатить не смогли. Экипаж оставил его прямо на полосе, а сам ушел отдыхать. Всю ночь шел снег, а на утро 19 января небо было полностью затянуто облаками, при этом видимость достигала 6 километров.

В 11:13 Ан-22 вылетел в Ростов-на-Дону через Воронеж. Достигнув высоты 150 метров, командир дал указание убрать закрылки. Через 3 минуты после взлета, когда самолет следовал на высоте 440 метров со скоростью 415 км/ч, при выполнении первого разворота влево он внезапно накренился еще сильнее влево до 50-60˚. Экипаж попытался вывести самолет из крена движением штурвала, но безуспешно. Тогда пилоты перешли на сервоуправление, что также не принесло результата. «Антей» продолжал увеличивать крен, при этом ещё и теряя высоту. Пилоты перешли обратно к бустерному управлению, что привело к появлению уже правого крена и увеличению скорости снижения. Чтобы вывести борт из пике экипажу не хватило десяти метров высоты. Самолёт задевает землю правым крылом, сталкивается с деревьями и разбивается близ села Красная Гора. Из десяти человек, находившихся на борту, выжили только трое.

На месте катастрофы

Согласно официальному заключению комиссии, катастрофа произошла из-за нарушения поперечной управляемости вследствие разрушения тяги бустерного управления левым элероном. Был обнаружен конструкторский недостаток, суть которого сводилась к тому, что механизм стопорения элеронов на ранних версиях Ан-22 от воздействия ветра при стоянке мог деформироваться или вовсе разрушиться. В то время ежегодный налет экипажей был низким, и это могло сказаться на их навыках пилотирования. Командир экипажа и летчик-инструктор, выполняющий роль второго пилота, имели небольшой опыт полетов в своих должностях.

Представители ОКБ Антонова не согласились с выводами комиссии и утверждали, что на испытаниях "Антей" благополучно взлетал и садился с застопорённым элероном. В случае обрыва тяги элерон, за счёт набегающего потока, оставался бы в нейтральном положении. Основной причиной катастрофы представители из ОКБ назвали вовремя не обнаруженное обледенение крыла при стоянке самолёта на земле. Такая версия тоже имеет место, ведь членов комиссии убеждали в том, что якобы самолёт перед вылетом обработали специальной противооблединительной жидкостью «Арктика». Однако, в ходе изучения документов выяснилось, что этой жидкости на самом деле на аэродроме нет уже несколько месяцев.

Такая вот непростая судьба самолёта который, судя по всему, хотел не летать, а оставаться на земле.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

[моё]АвиацияСамолетАэропортПолетПроисшествиеГражданская авиацияПилотКатастрофаАвиакатастрофаМистикаДлиннопост 9 Поддержать Эмоции

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Летучий голландец» - борт, который преследовали неудачи.