В конце 1930-х годов немецкая авиационная промышленность переживала период радикальных экспериментов. Пока одни инженеры совершенствовали истребители для завоевания превосходства в воздухе, другие работали над проектами, граничащими с фантастикой. Их целью было создание тяжелого бомбардировщика, способного уничтожать крупные военные корабли не бомбами или торпедами, а огнем прямой наводкой из сверхмощного орудия.
Рождение идеи «Мюнхгаузена»
В 1939 году эта идея обрела конкретные очертания. Компания «Рейнметалл Борзиг» получила задание установить на бомбардировщик «Дорнье Do 217» колоссальную 355,6-мм безоткатную пушку «SG 104». Проект был настолько амбициозным и невероятным, что внутри конструкторского бюро орудие в шутку прозвали «Мюнхгаузеном» — в честь литературного персонажа, известного своими небылицами.
Испытания гиганта
К 1940 году были готовы первые опытные образцы пушки, и начались испытания. Габариты оружия поражали: нарезной ствол длиной 12 метров, снаряд массой 700 кг (из которых 35 кг приходилось на боевую часть) и 70-килограммовый пороховой заряд для его выталкивания. Для компенсации отдачи использовалась противомасса весом в 700 кг.
Несмотря на впечатляющие параметры, на испытаниях выявились серьезные недостатки. Начальная скорость снаряда была слишком низкой для эффективной стрельбы с горизонтального полета, что вынуждало использовать атаку с пикирования. Кроме того, реактивная струя газов, вырывавшаяся из казенной части при выстреле, представляла серьезную опасность для конструкции самого самолета-носителя.
Концептуальный облик конечного «крылатого убийцы кораблей» выглядел следующим образом.
Поиск нового носителя и смена калибра
Главной проблемой стал вес системы. Снаряженная масса орудия достигала 4237 кг, что было неподъемно для «Дорнье Do 217». В качестве новой платформы выбрали перспективный бомбардировщик «Юнкерс Ju 288». Однако для него инженеры разработали уже менее громоздкое орудие — 280-мм безоткатную пушку «Düka 280».
Эта система была проще и надежнее своего предшественника. Но к 1942 году интерес немецкого командования к подобным проектам угас, и программу «летающих линкоров» свернули.
Возвращение к реальности
К концу войны немцы вновь обратились к идее авиационных безоткатных орудий, но на этот раз в более реалистичных масштабах. Работы велись над системами калибров 55, 75 и 88 мм. Фактически это было возвращение к истокам, откуда немецкая безоткатная артиллерия и начинала, прежде чем уйти в гигантизм.
Самолеты с такими пушками рассматривались для борьбы с наземными целями и даже бомбардировщиками противника. Однако и эти проекты не увенчались успехом. Единственным заметным результатом стало внимание со стороны флота, заинтересовавшегося 88-мм орудиями для вооружения катеров, но и там дело не пошло дальше испытаний.
Итог амбициозного проекта
В конечном счете, все проекты по созданию «больших самолетов с большими пушками» потерпели неудачу. Сырые и неотлаженные конструкции представляли угрозу для своих же носителей, а времени на длительную доводку в условиях войны не было. Историческая ирония заключается в том, что сегодня подобные системы не существуют — нишу «больших пушек» для авиации окончательно заняли «большие ракеты», оказавшиеся более эффективным и безопасным оружием.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Самолет с пушкой, которому позавидовали бы линкоры.