
Здравствуйте, уважаемые читатели! История блокады Ленинграда и легендарной Дороги жизни полна не только примеров героизма, но и удивительных физических явлений. Фактическая блокада города началась в сентябре 1941 года, когда противник перерезал железнодорожное сообщение, а 8 сентября вышел к Ладожскому озеру у Шлиссельбурга. Уже 12 сентября заработала водная трасса, по которой суда доставляли грузы в осаждённый город. За первую навигацию по Ладоге в Ленинград удалось переправить 60 тысяч тонн грузов, из которых около 40 тысяч тонн составляло продовольствие. Обратным рейсом эвакуировали 33 тысячи мирных жителей, 20 тысяч военнослужащих, а также вывезли 10 тысяч тонн промышленного оборудования.
Ледовая трасса: рождение магистрали

Суровая зима 1941-1942 годов сковала Ладогу льдом уже в середине ноября. На месте водного пути предстояло создать ледовую дорогу — двухполосную магистраль с пунктами обогрева и питания, расположенными каждые 7 километров. Маршрут пролегал от мыса Осиновец через острова Зеленцы к берегу у населённых пунктов Кобона и Лаврово. 20 ноября по ещё неокрепшему льду отправились 350 конных упряжек, которые на следующий день доставили в город первые 63 тонны муки. В этот же день по льду прошли и первые грузовики ГАЗ-АА, известные как «полуторки».
Загадка льда: парадокс пустых машин
Для увеличения грузоподъёмности и снижения давления на лёд к машинам прицепляли сани. Однако вскоре дорожники столкнулись с аномалией, которая казалась необъяснимой: полностью гружёные автомобили успешно преодолевали опасные участки, а вот пустые машины, возвращавшиеся из города, нередко проваливались под лёд в тех же самых местах. Это происходило настолько быстро, что у людей практически не было шансов на спасение.
Обратите внимание: Бесполезное оружия из CS:GO в реальной жизни..

Разгадка учёных: скорость, а не вес
Исследования, проведённые коллективом Ленинградского физико-технического и политехнического институтов под руководством профессора Павла Павловича Кобеко, показали, что главную опасность представляет не статический вес машины, а скорость её движения. Автомобиль, движущийся по льду, создаёт так называемую изгибно-гравитационную волну. При определённой скорости (самой опасной оказалась скорость около 35 км/ч) возникал резонанс, который приводил к разрушению ледяного покрова. Критическое значение имела и дистанция между автомобилями.
Наука на службе жизни
На основе этих открытий были разработаны строгие правила движения по ледовой дороге. При высокой скорости дистанция между машинами должна была составлять 150-200 метров, при малой — около 70 метров. Контролировать деформацию льда помогал специальный прибор — прогибограф, сконструированный под руководством инженера Наума Моисеевича Рейнова. По Дороге жизни переправляли даже танки, предварительно сняв с них башни, которые буксировались на санях.
Важно отметить, что полноценная работа ледовой трассы стала возможной только после освобождения Тихвина. Самые тяжёлые бои на Невском пятачке пришлись именно на период оккупации этой ключевой станции, когда в Ленинграде царил голод. Хотя потери там были огромны, в некоторых публикациях они завышены в 10-15 раз.
На этом всё. Больше исторических фактов вы найдёте на моём авторском канале «Наша история это Гордость» в Telegram. Спасибо за внимание!
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Груженые машины проходили, а пустые проваливались под толстый лед. Аномалия Дороги Жизни.