Битва при Дрё. Или как противники взяли в плен друг друга

Часть первая

Введение в предмет, в котором почти каждый является экспертом, будет долгим. Эта тема настолько обширна, что я даже не знаю, на какую страницу перейти, чтобы было понятнее.

Самые смешные рассказчики — продавцы ножей. С одной стороны, они как бы знают свой предмет, а с другой стороны, им приходится скрывать это знание за ширмой пословиц. Почему? Да потому, что сегодня практически любой нож представляет собой заточенную полосу стали. Каждый. И эту острую полоску продавцы чаще всего пытаются надеть на покупателя под видом чудесного ножа, а для этого им нужна не только незаурядная фантазия, но и железные нервы.

Начну со стали, так как любой уважающий себя покупатель знает, из чего делают ножи. Поэтому главная задача при их покупке – найти эту самую замечательную сталь.

Как-то так получилось, вернее, принято считать, что лезвия лучших ножей делаются из лучших сталей. Извините, но утверждение в корне неверно. Совсем. Качество стали и характеристики ножа могут не иметь взаимной зависимости или, как модно говорить, корреляции.

Одна из первых вещей, о которых пытается упомянуть продавец ножей или рассказчик, — это сталь. Что мы слышим в рекламе ножей, если просто обособить эту тему? Обычно - ересь, не содержащая никакой полезной информации.

"Эти ножи из хирургической стали"... Звучит конечно красиво, сразу появляется доктор в белом, окровавленном меху и увечьях. Вот хочешь, не хочешь, а купить подумаешь, если есть идея кого-то убить.

Что такое «хирургическая сталь»? Кто знает ответ?

Это собирательный образ «нержавейки», из которой изготавливают хирургические инструменты, в том числе режущие – скальпели. Скальпели чаще всего делают из самой дешевой нержавеющей стали, а это стали марок 40Х13 и 65Х13. Эти марки стали, особенно 65Х13, чаще всего используются для изготовления режущего инструмента с повышенной коррозионной стойкостью.

Повторюсь, это самый дешевый и распространенный "нержавейка". Слово «хирургический», безусловно, придает ему некоторый шарм, но из него делают гораздо больше, так что вы можете называть его любым подходящим словом. В общем, это хорошая сталь, и недостатков у нее всего два — быстро тупится и гнется. Зато не ржавеет и стоит дешево.

"Японские ножи из дамасской стали...". Вы слышали это? Где Япония и где вы нашли Дамаск? Даже если этого не произойдет, жаль, что японцам не повезло в Дамаске - им было не до жиру.

Если вернуться к ножам, то окажется, что словосочетание «японский дамаск» вообще не несет никакой полезной информации. Японский - это как? Сделано в Японии или просто внешний вид?

Дамасская сталь... И это, несомненно, требует отдельной темы. Класс дамасской стали настолько широк и зачастую настолько бесполезен с современной точки зрения по трудозатратным свойствам, что словосочетание «дамасская сталь» сейчас сродни, например, словосочетанию «фруктовый коктейль — думай, что хочешь». Какие фрукты, сколько, в каком сочетании и т.д. - ничего понять не могу.

"Специальная ножевая сталь". Специальных ножевых сталей нет вообще. Правда был в свое время один, который выпускался специально для холодного оружия - дамасская сталь. Но сейчас это понятие настолько исказилось, что если вы увидите на ноже надпись «Дамасская сталь», знайте, что дамасской сталью там и не пахнет. На дамасской стали писать ничего не надо, она имеет, как и дамасская, характерный рисунок на травленой поверхности. Не каждый рисунок, но характерный. Умение разбираться в особенностях рисунка булатной стали – это еще наука.

Булат крупным планом. Современная работа.

Так что если вам предлагают купить нож из "настоящей дамасской стали", смотрите на выкройку. Но и сейчас его фальсифицируют.

"Ракетная сталь", "артиллерийская сталь" и всякие подобные названия в ножевой продукции, сами понимаете, выдумки продажников.

«Гибкий, прочный, стойкий» — тоже иногда проскальзывает в рекламе. Это уже ссылка на свойства. Можно добавить "блестящий", а если пойдет?

«Пороховая сталь»…

Это самая горячая тема. Сам термин «порошковая сталь» тоже мало что говорит — есть только один способ ее достижения, и эти способы могут сильно отличаться друг от друга.

Кроме того, чтобы получить порошковую сталь, вы должны сначала получить обычную сталь. А это значит, что "порошок" по определению дороже.

Вся сталь состоит из зерен. При нагреве, особенно многократном до высоких температур, зерно металла начинает расти и даже прорастает через сварные швы. То есть ковка изменяет первоначальную структуру порошковой стали - карбиды растворяются и глобулируются, зерна растут и сплющиваются, в результате чем больше мы куем - если можно ковать - тем больше порошковая сталь становится похожей на обычную сталь того же состав.

Из-за роста зерен при нагреве дамаск слоями больше ста-полутора не имеет смысла. При таком количестве слоев размер даже плоского зерна становится равным размеру слоя. Сталь начинает рафинироваться – выравнивается ее состав. Именно таким способом раньше получали более-менее качественную сталь для холодного оружия. Необработанная сталь несколько раз наваривалась сама на себя и получала «форму жизни». Археологи и коллекционеры часто путают такую ​​сталь с дамасской.

Картина дороги.

О чем вам говорит фраза "сталь открытым огнем»?

- Эти ножи сделаны из стали с открытым огнем…

И что? Звучит отлично. Правда, информации столько же, сколько и в «пудре».

Однажды я хотел купить топор на рынке у фермера, который продавал разный металлический хлам.

- Из чего сделан топор?

- Изготовлена ​​из стали?

- От чего?

- От хорошего?

- Что за сталь?

- Советский. Теперь они не делают.

Вот тогда я и узнал о существовании еще одной очень хорошей стали - "советской", к сожалению канувшей в лету. Похоже, секрет советской стали безвозвратно утерян. Я дам вам идею. Наслаждаться.

«Секретная сталь» Это шедевр логики. Если вам попалась очень секретная сталь, отправьте ее на химический анализ, а затем шантажируйте продавцов, чтобы те выдали их «секрет».

«Варочная сталь»…

На самом деле это песня. Басню о беспримерной прочности и остроте ножа, выкованного из вентиля, наверное, слышал каждый. да кто угодно: дед, сосед, деревенский кузнец, добрый самаритянин…

Но тут возникает вопрос: для чего? Обычно арматуру изготавливают из жаропрочной стали различных марок, например: 40Х9С2.

Зачем ковать клапаны? Сходите в магазин и купите готовую полосу — меньше шансов, что вы разрушите сталь в процессе ковки. Но тут, скажем прямо, не в каждой деревне есть сталеплавильный цех, а деградировавшего оборудования в каждой хватает.

«Кованая сталь»... На этой фразе часто останавливаются. Лукавые мастера иногда набивают на заводской полосе «знаки ковки», чтобы продать заводскую полосу как кованую. И самое интересное, что они никого не обманывают. Ковка – это разновидность пластической деформации. И какая разница, где и чем ее деформировали в горячую сталь - в прокатном стане между валками или в деревенской кузне с молотом на наковальне? Ну от ковки после прокатного стана и следа нет, но если покупатель захочет, то сделаем. Жаль, что покупатель не знает одного момента: после ковки молотом следов ковки тоже быть не должно. Для этого есть специальный кузнечный инструмент – мастерки. Они выравнивают поверхность изделия, чтобы не было дополнительных затрат на дальнейшую обработку.

Подделать картинку

Более того, за нарушения в ковке, в артелях, где разные операции выполнялись разными мастерами, могли лишить жалованья, а то и начистить морды.

Покупая кованый нож у неизвестного мастера, всегда помните, что покупаете кота в мешке. Дело в том, что некоторые марки стали имеют очень маленький диапазон температур ковки. Выход за этот интервал грозит смятием заготовки в худшем случае и микротрещинами в лучшем. Так что еще неизвестно, улучшил ли кузнец свойства стали, придал ей какую-то форму структурирования или ухудшил ее.

Где-то я то ли читал, то ли слышал патетический рассказ о ножах некоего кузнеца, которые после закалки, вынутые из закалочной среды, некоторое время звенели в воздухе. Это было представлено как чудесное явление. С таким "явлением" я тоже сталкивался лично, когда когда-то давно пытался выковать нож из напильника в банной печи. И однажды ко мне подошел некий мастер с таким вопросом: почему после закалки некоторые его ножи звенят?

А звенят они по одной причине - возникают микротрещины лезвия, а именно склепанные верхние слои. Закалка происходила при ковке в неправильном режиме, а рекристаллизационный отжиг перед закалкой не проводился, поэтому происходит коробление и растрескивание. При закалке сталь уже испытывает высокие напряжения, а в результате деформационного упрочнения эти напряжения оказались сверхкритическими - сталь не выдержала их и растрескалась.

Распад аустенита на мартенсит может продолжаться еще некоторое время после удаления лопатки из закалочной среды. Напряжение нарастает - сталь трещит и звенит. Эти трещины могут быть не видны глазу, но это брак. Прочность такого клинка конечно ниже, чем у клинка, просто выточенного из полосы. Вот вам «кованый нож».

Здесь возникает вопрос: что считается кованым ножом? Ковка – это пластическая деформация в горячем состоянии, о чем говорилось выше. На заводе специально обученные люди уже перековали заготовку в полосу в соответствии со всеми нормами. Зачем кузнец кует полосу кругляка, а потом из нее точит нож, если эту полосу можно сразу купить? Отличий в характеристиках в лучшем случае нет. В худшем случае см выше.

То есть мастер взял брусок, выковал полосу, выточил из нее нож. В чем смысл этого действия?

На протяжении тысячелетий кованый нож имел в поперечном сечении клин. Обычно идет клин по обуху и клин по плоскостям. Прямой комель встречается гораздо реже и часто это более поздние листья. Вал (черный) также сужается к концу и в поперечном сечении представляет собой трапецию. То есть часть современного ножа совсем не похожа на часть старого ножа.

Рисунок из книги «Археология. Древняя Русь». Отделение археологии Российской академии наук.

Почему нож сотни лет был клином, а за последние сто-двести лет сильно изменился? И поскольку технология изменилась, технологический порядок изменился. Стали было много - жалеть ее не за что. И нож уже не гарантия выживания, а изредка необходимый инструмент, без которого вполне можно обойтись.

Странно, не правда ли? Чем меньше мы зависим от ножа, чем меньше мы его режем, тем больше он продается. Если двести-триста лет назад человек владел одним, двумя или тремя ножами за всю свою жизнь, то сейчас их на каждой кухне чуть ли не десятки. А что им резать, даже если хлеб в магазине уже нарезан? Им столько надо? Нет, тем более, что большая часть того, что продается, — полнейший хлам даже по меркам жителя десятого века.

Вы читали Приключения Тома Сойера...? Помните, как человека арестовали на основании ножа, найденного на месте преступления? Сразу опознал свой нож. У каждого был свой нож, и непохожий на других. Более того, это было так давно, что личность владельца уже могла безошибочно ассоциироваться с этим объектом.

И сейчас? Все ножи одинаково безлики, и в прошлом все старались придать своему ножу индивидуальность - красили рукоять или что-то вырезали на ней. Сейчас, наоборот, покупают модель, выпущенную многотысячным тиражом, и гордятся ею. Да, для фабрики иногда даже сложно назвать мастера, изготовившего нож, если не смотреть на клеймо. Очень редко ножи от мастеров легко узнаваемы. Даже если и так, я с этим не спорю. Не все так печально, хотя многое было потеряно в поисках покупателя.

Украшенный приклад из старинного кавказского листа.

Так что уже понятно, что подход к ножу вчера, по историческим меркам, был иной, чем сегодня. Также наиболее распространенными клинками примерно до 17-18 веков были клинки со сварным лезвием, изготовленным по той или иной технологии.

Клинок с наклонной наплавкой.

Нож с лезвием с концевой приваркой. Современная работа.

Но зачем быть умным с технологиями? Наиболее важным является стыковая сварка с опциями. Варианты бывают как скошенными, так и V-образными, а при небольшой глубине – «отверстиями вдали». Здесь необходимо оговориться, что все эти сварные швы можно делать по-разному. Но, как говорится, где-то аппендицит через жопу вырезают. Те же японцы до сих пор делают косую сварку, приваривая к каждому лезвию кусок стали. Да что с них взять, японцы вообще странный народ. Хотя, если честно, это все от их бедности. Наши мастера для кузнечной сварки, если мы говорим о косой сварке, делали четыре лопатки, а японцы одну. Причем европейцы могли делать клинки с такой сваркой любого размера, вплоть до самого маленького, а японцы только определенного. То же самое относится и к торцевой сварке.

Торцевая сварка на старом лезвии. Длина лезвия 30 мм. Максимальная ширина 7 мм. Максимальная толщина 2 мм.

Обратите внимание: Артефакты свидетельствуют о том, что около трех тысячелетий назад здесь была масштабная битва.

Тик на заднице и лети.

Посмотрите на картинку и теперь, учитывая размеры лезвия, прикиньте, как приварить к такому лезвию стальную полосу, даже не полосу - тонкую проволоку? Так, как это сделали японцы, сделать невозможно.

Косая сварка на миниатюрной лопатке.

И фиг бы у них с технологиями. Здесь академики и ученые пишут ерунду в книгах, а потом она отклоняется от учебников. Пишут одно и тут же выкладывают рисунок, опровергающий их слова. И таких моментов в описании древних технологий немало.

Поперечный разрез трехслойного ножа. Современная работа. Обратите внимание на центральный слой. Он такой же по толщине, хотя скосы лезвия выкованы, а не наточены на бруске. Незнание того, как изготавливался такой клинок, привело к предположению, что в XI веке были распространены технологии резания, которые затем исчезли вместе с инструментом.

На рисунке показан пакет, который предположительно предназначен для трехслойного лезвия, как на картинке выше или как на рис. «б». Однако этот пакет не работает. В общем, ничего не получится, потому что на острие выйдет мягкая сталь.

Вот что получается примерно, где черным цветом обозначена углеродистая сталь. Есть заметная разница с цифрой "б", верно? Как резать таким лезвием неизвестно. Но это известная книга, которая отталкивает при написании различных произведений.

На этом фото ученый пытается достать слой древесины. Однако появится совсем не то, что показано на рисунке справа.

Вот что получается. Встык сварки не будет. Так что все делалось по другой технологии.

Но даже высокоразвитые современные мастера могут ошибаться, отождествляя древние техники изготовления клинков. Дело в том, что грань между одной и другой технологией очень тонкая, и отличить их зачастую можно, только зная, где искать.

Хотя о технологиях лучше написать отдельную статью, а не засорять не всеми нужными информационными рассуждениями о высокотехнологичных, качественных ножах, разработанных ведущими специалистами и изготовленных из особо современной стали с отличным дизайном. Будто одна информация цепляется за другую, и в какой-то момент понимаешь, что если не тормозить, получится не статья, а книга. Итак, вернемся к нашим сталям.

Почему информация о стали, из которой изготовлено лезвие ножа, без привязки к производителю бесполезна? Да потому, что сталь приобретает нужные нам свойства после термической обработки. Даже среди мастеров не каждый сможет без возни с ней определить марку стали. И "на глазок", и даже отожженный... Термическая обработка больше влияет на свойства стали, чем на ее химический состав. В отожженном состоянии вся сталь мягкая – будь то лучшая порошковая или булатная сталь. Такую сталь можно легко согнуть, как обычный кусок железа. То есть свойства отожженной полосы стали примерно равны свойствам обычной полосы СТ-3, а последняя может быть еще тверже за счет наклепа. Закалка придаст стали ту твердость, которую мы так любим, и одну и ту же сталь можно закаливать до разной твердости.

Почему сейчас идет погоня за твердостью в ущерб другим, не менее необходимым характеристикам клинка? Да потому, что нож перестал быть предметом выживания. Его низвели до инструмента для нарезки овощей пьяными мужиками где-то на природе. Я утрирую, конечно, но очень часто даже самые дорогие охотничьи ножи используются только для этого.

На ферму пришла толпа охотников. Выпили рюмку за "удачную охоту", расставили номера, добыли зверя. И тут обычно кто-то из местных, часто всегда один и тот же человек, быстро забивает добычу. Остальные смотрят - замерзли, руки пачкать не хотят и совсем не умеют. В результате почти все ножи остаются в ножнах и достаются за столом только для того, чтобы показать «это то, что у меня есть». Где-то у меня даже был рассказ на подобную тему.

Погоня за жесткостью — чистый маркетинг. Чтобы продать предмет, нужно выделить некоторые его особенности. Если моющее средство, которое вы продаете, содержит хлор, гордо кричите, что оно содержит хлор. Если порошок не содержит хлора, это будет большим достижением.

Кажется, М. Твен сказал, что с помощью рекламы можно продать дохлую крысу. И очень многие из этих крыс находятся в наших ящиках.

Нож теперь очень простая вещь. Кованое железо. Если вы видели видео о заводском производстве ножей, то поймете о чем я. Штамп – бац – заготовка готова. Вжик-вжик — и спуски готовы, осталось только прилепить ручку. К вечеру склад был полон. Как все это продать, когда в каждом доме уже есть десяток ножей?

А уж тут каждый продюсер выплевывает как может. Кто-то чистит в зеркало, кто-то берет "идеальной геометрией", кто-то лапшу на уши вешает. А лапша очень вкусная.

Я еще начал еще в те времена, когда люди на форумах думали, как разобраться, какой нож лучше. Спорили, рисовали чертежи для адаптации, искали материалы и в конце концов остановились на веревке. Вот они и придумали своеобразный тест на веревке — какой нож сделает больше надрезов, тот и будет лучше.

И этот самый глупый и бесполезный тест, эта полная глупость незаметно перекочевала в сегодняшний день и продолжает жить. Почему глупость? Я объясняю.

Но сначала русская народная сказка.

Черт увидел, как баба готовит обед, и спросил:

- Скажи мне, женщина, в чем твой главный секрет?

- И нож был острым. Нельзя резать капусту в щах тупым ножом.

Обрадовался черт, схватился за оселок и ушел.

«Я мешаю тебе готовить!

Женский нож затупился, а точилки нет. Баба взяла старый сапог: на подошве ширк-ширк - нож острее острого.

Черт схватил сапоги, которые были в доме, и потащил и его.

- Иди, дед, с бабой, в лаптях!

А баба, как будто нож затупился, взяла глиняную миску: ширк-ширк на дно - нож острее острого.

Черт рассердился, схватил миски, крышки и горшки и вытащил все как было.

- Готовь, баба, в чугунке, ешь из деревянной миски, а нож точить не смей!

И подошла баба к печке: ширк-ширк по очагу - нож острее, чем острый.

Подошел черт к печке, да только пуп себе порвал. С тем, что он ушел, он понял, что не может справиться с женщиной.

Словом, если бы у бабушки был нож, победительница конкурса по перерезанию пуповины, черт немедленно убил бы бабушку. То есть помимо износостойкости - устойчивости к абразивному износу, нож должен обладать способностью восстанавливать лезвие.

Соревнование по перерезанию шнура похоже на гонку Формулы-1, которая длится только до первой заправки топливом или первой смены шин — кто встанет, тот и проиграет.

Также нож, выигравший на веревке, может вообще не подойти для длительной эксплуатации или эксплуатации в тяжелых условиях.

Так зачем лезвию нужна твердость?

При резке режущая кромка ножа подвергается износу в результате работы. Абразивный износ измеряется объемом V материала, сошлифованного с единицы поверхности данным абразивом в единицу времени при данных условиях.

Между износом V и микротвердостью H материала существует определенная зависимость. Изнашивание хрупких материалов (а закаленное лезвие ножа, особенно для соревнований по перерезанию каната, хрупко) обратно пропорционально квадрату их твердости.

Это означает, что чем меньше износ, тем выше твердость. А это значит, что лезвие, закаленное до большей твердости, может сделать больше надрезов.

И все бы ничего, но чем тверже сталь, тем она более хрупкая. Завершающим этапом термической обработки стали после закалки является отпуск, снижающий избыточную твердость и хрупкость. На простейшем графике хорошо видно, как увеличивается пластичность при уменьшении твердости.

То есть желательно вообще не ронять нож, чтобы перерезать веревку. Да, он будет очень хрупким, но главный результат для нас — это победа в тестах, что увеличит продажи других ножей с другой термообработкой.

Долговечность является не только преимуществом, но часто и недостатком.

Костяки на мясокомбинатах, как та бабка, могут в любой момент наточить себе нож - мусат у каждого под рукой. Если нож нельзя быстро наточить в полевых условиях, это уже существенный недостаток, граничащий с недостатком. Кто берет в трудный путь нож, который приходится нести в мастерскую для заточки? На сложных же многодневных автомобильных гонках автомобили ремонтируются в полевых условиях. Только вот с полевыми условиями нам сейчас тесновато - все в шаговой доступности, так что твердость не помеха.

Чрезмерная твердость, а подумайте о хрупкости, страшна не только для режущей кромки, очень твердые ножи часто ломаются и, сами понимаете, чем это может грозить в сложных условиях, изолированных от цивилизации. Однажды такой нож сломали на веревке на соревнованиях по разделке.

Конечно, мастера ищут выходы из ситуации, и один из них – зональная закалка. То есть клинок закаляется, а обух остается вязким. Только эта техника не для массового производства, и заводских ножей с такой закалкой вы не найдете.

Это означает, что рабочий нож представляет собой баланс между твердостью и вязкостью стали. Древние мастера, знавшие свойства стали, придумали трехслойные и пятислойные ножи, где центральный твердый слой удерживался вязкими пластинами из менее углеродистой стали. Сломать такой нож пополам практически невозможно. Согнуть – да, сломать – тяжело. Даже если центральный слой треснет, нож останется работоспособным.

Позже перешли к более экономичным и производительным способам изготовления лопаток с использованием торцевой и производной от нее наплавки лопатки со скошенной кромкой. Оба этих метода давали твердое лезвие и вязкий обух. А косая наплавка позволяла быстро и без проблем затачивать лезвие на любой ровной поверхности — нож затачивался с одной — мягкой — стороны.

Если бы меня спросили, какой стальной нож я возьму в многодневный поход, я не задумываясь ответил, что он изготовлен по технологиям 10-12 веков, а не современный цех.

Только вот такие ножи не продашь, а сделать их на заводе проблематично - не технологично. Однако эти ножи служат мне уже несколько лет и я ими доволен.

Освоить торцовочную сварку за полдня может любой, а как продавать?

Древний якутский клинок, вероятно, XVI-XVIII вв., с наклонным лезвием.

Попользовавшись такими ножами, скажу, что они несомненно хороши. Режут прекрасно, точить одно удовольствие. Не может быть сломан. Дешево - не стыдно потерять. Возможно, умельцы и могли подобрать "коррумпированное" сочетание стали, пусть даже нержавейки. Но не парятся, если на сверхтвёрдые ножи лапшу навесить можно. Вообще наметилась парадоксальная тенденция, чем мельче нарезаются ножи, чем меньше их используют в быту, тем больше гонятся за долговечностью. Хотя кто скажет, сколько служат такие ножи? У меня есть несколько клинков 14 века, с кромочной наваркой на лезвии, так что могу восстановить и они еще послужат.

На снимке степень износа «мягких» лезвий современных ножей. Снизу вверх: слабая, средняя, ​​большая.

Нанесите на винтажные листья в том же порядке.

Теперь мы так далеко ушли от уместности в ножевой индустрии, что не знаем, для чего служили те или иные ее части. О долинах я уже много писал, но дополню рассказ вот такой картинкой листика из моей коллекции. Скажем опять дол для красоты?

Старые листья с полнее. Кавказ. Пятигорский район. Обратите внимание на размер малого и расположение долины.

Устройство старинного ножа также несколько отличается от современного. Современным в подавляющем большинстве случаев является навесное или пластинчатое крепление (фултанг). Старый нож вставной или сквозной - да, жалко было тратить железо на рукоять. Да и смысла особого нет - и то все достаточно сильно, если правильно сделать.

Посмотрите на эти довольно дорогие русские курганные ножи. Защита листовая, ковано-сварная, сквозное крепление с кольцом для страховки.

Это очень распространенная форма и способ крепления лезвия. Когда вы в последний раз видели такой нож? И никогда. Ножи русские, вполне типичные, но на выставках-продажах под названием «Русский нож» вы увидите нечто иное. Почему? Да потому что сейчас это делать не технологично. Гораздо проще вырезать лезвие из полосы и надеть его на рукоять через полую латунную гарду китайского производства.

Не бывает настоящего русского ножа без трехслойного лезвия или без сварки. Да, там тоже много дешевого "способа", но это не однородный, полностью закаленный.

Хорошо сохранившийся клинок от дорогого русского ножа. Куча. Самое позднее в 14 в. Сварка кромки лезвия. Дополнительная стальная вставка вдоль секции лезвия. Клинок 170*21*4,6 в обухе у вала. Вал 110. Сечение - клин. Небольшой клин вдоль ягодиц.

Складные ножи. Здесь произошло усложнение конструкции в ущерб прочности и ремонтопригодности. Современные папки требуют тщательного ухода, смазки, но складываются и складываются просто отлично. Но любой подшипник – это дополнительное устройство, которое может сломаться в любой момент. Недаром на Алиэкспресс так много запчастей для складных ножей. Купил такой нож и буду постоянным покупателем запчастей к нему.

Как-то решил сам сделать подшипник из родной стали. Сварили, прокатили, сделали. Про рез сказать нечего - к дамасской стали претензий нет, но я ориентировался на технологичность и прочность, поэтому у меня в ноже было всего два болта (правда, дамасский), хотя можно было бы и одним.

Первый и единственный в мире полностью дамасский складной нож (винты также изготовлены из дамасской стали).

Он разрезал доску, а затем вбил в нее ножом другую доску. И ничего - все работает. (Видео есть в сети).

И почему? Да потому что не технологично делать болты из качественной стали, а потом их нагревать. Сменные расходники проще заказать в Китае и собрать комплект. Будет не такой прочной, но складывается и раскладывается легким движением руки, жаль, что часто не длинной.

Вы знаете, что есть много мастеров, которые изготавливают другие клинки для дорогих запасов? То есть у меня даже заказывают лезвия для уже купленных складных ножей. Старые выбрасываются, а новые от мастеров ставятся. И это при первой значительной цене ножа.

С изменением технической конструкции нож для мякоти утратил свою прагматичность, утратил шарм, святость и индивидуальность. Хотя традиционные национальные ножи остались. О них тоже было написано много чуши, но это тема следующих статей.

Продолжение следует.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Битва при Дрё. Или как противники взяли в плен друг друга.