Слово «Меркава» на иврите означает «колесница». Древние израильтяне когда-то владели колесницами. Библия говорит, что у царя Соломона была тысяча таких «колесниц». В данном случае название говорит: впереди телеги лошадь, а впереди танка Меркава двигатель.
Это означает, что вражеский снаряд, если ему случится пробить лобовую броню, должен также обойти силовой упор, чтобы поразить чрезвычайно ценные танкисты-евреи. Конечно, в реальном бою это сделать достаточно сложно.
Так было задумано специально. Израиль окружен недружественными арабскими странами, которые очень сильно опережают его по численности населения. Руководство ЦАХАЛа прекрасно понимало один момент. Из-за своей сильной экономики и высокого оперативного мастерства арабы никогда не избавятся от всех еврейских танков. Но они вполне способны уничтожить значительное количество танкистов-евреев.
Именно поэтому основное внимание уделялось высокой безопасности экипажа. Израильское государство готово потерять танк, но сохранить людей, которые сразу получат новую машину. Учитывая небольшие размеры страны, климатические и географические особенности боевых действий, основной боевой танк «Меркава» получился весьма специфичным. Однако он полностью удовлетворяет потребности агрессивных израильских военных в благородных еврейских борцах за мир. Выживаемость после попадания составляет около 95 %.
Разработкой «Меркавы» руководил боевой генерал армии, и была заимствована советская схема, которая была реализована на советских БМП и планировалось использовать на танках. Участвовали ли в этом наши репатрианты - Бог знает.
Обратите внимание: Самый лёгкий пистолет в мире или маленькая авиационная пушка..
Но изначально они почти не участвовали. Великая алия из СССР началась в 1980-е годы, а проектировался танк на десятилетие раньше.Первая Меркава создавалась для борьбы с арабской бронетехникой, чаще всего полученной из СССР. Но потом стало понятно, что такое арабская армия. Современные версии танка больше предназначены для противодействия боевикам. Городские бои, бои с партизанами в густонаселенных условиях, бои в пустыне, в горах и холмах, которыми изобилует Эрец-Исраэль – это ее стихия.
Здесь нет ни болот, ни водных преград, ни железнодорожных тоннелей, мосты всегда можно обойти или их очень мало. Основной противник это не артиллерия, САУ и танки противника, а в основном ПТРК и РПГ. Большую часть своего боевого дежурства израильские танкисты просто стоят на возвышенности. Если бы им противостояла бронетехника противника, это бы плохо кончилось.
Три основные характеристики хорошего танка — огневая мощь, защита экипажа и маневренность. Первый на Меркаве на достойном уровне, второй видимо лучше некоторых конкурентов, третьим при разработке было решено пренебречь. Израильский фургон «до Берлина» не пойдет. И Дамаск тоже.
С другой стороны, проникнуть в него спереди практически невозможно; помимо экипажа может перевозить от 4 до 8 человек в зависимости от их оснащения; легко пройдет по пересеченной местности; хорошо защищен от ПТРК и гранатометов. Пожалуй, это лучший танк для патрульной службы. Из-за своих больших размеров танкисты могут по очереди спать в проходе, что обычно и делается на дежурстве. Благодаря своим конструктивным особенностям ремонтировать его легче, чем другие машины.
Тем не менее танк имеет внушительный вес и габариты, из-за особенностей компоновки его точность в движении недостаточна, запас хода очень мал, а машина очень и очень дорогая. Считается, что новая разработка «Меркава-4 Барак» будет избавлена от этих недостатков.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Меркава – самый странный танк современности: правда ли, что его придумали советские инженеры.