Советский палубный штурмовик Як-38 (заводское обозначение: изд. 86) — первый серийный самолет вертикального взлета и посадки СССР. Самолет представлял собой техническое развитие опытного самолета Як-36.
Этот экземпляр установлен в качестве памятника на территории АРЗ в городе Евпатория. На момент съемки самолет находился на косметическом ремонте, с него сняли старую краску. Подробная история этого самолета неизвестна, за исключением того, что он был изготовлен в Саратове в 1980 году и имел бортовой номер 55 "желтый".
У этого самолета складные крылья, для более компактного расположения на палубе корабля.
Самолет рассчитан на взлет и посадку с одного места, по "вертолетному", но был подготовлен и взлет и посадка с коротким разбегом. Оновное шасси.
Самолет оснащен тремя силовыми установками: одним маршевым двигателем Р-28 и двумя маршевыми двигателями РД-38. На снимке воздухозаборник ПМД Р-28.
Кабина одноместная.
пилотирование самолета достаточно сложное и максимально автоматизированное.
Система управления самолетом, наряду с обычными аэродинамическими органами управления, включает в себя отдельную реактивную систему управления, реактивные рули которой расположены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в законцовках крыла.
Пилотажно-навигационное, прицельное, радиотехническое и радиоэлектронное оборудование обеспечивают решение дневных боевых задач в простых и сложных метеоусловиях с наземным и корабельным базированием.
Спасательная система Як-38 не имеет аналогов в мировой практике. В связи с тем, что нештатная ситуация может развиться практически мгновенно в режиме вертикального взлета или посадки, самолет оборудован системой принудительного катапультирования СК-3М для обеспечения спасения летчика.
В систему спасения входят:
- катапультное кресло К-36ВМ с переносным аварийным запасом, обеспечивающим спасение летчика на нулевой скорости и высоте;
- механизм сброса левой руки пилота с ручки газа;
- пиромеханическая аварийная разблокировка навесной части фонаря;
- специальное снаряжение летчика (костюм морской спасательный на большой высоте ВМСК-4 и ЗШ-5А).
В отличие от большинства подобных памятников, кабина этого самолета цельная.
Исполнительная команда катапультирования формируется при достижении самолетом определенных углов крена, пикирования, тангажа, а также при сочетании с характерами определенных значений углов крена, пикирования и тангажа и угловых скоростей самолета.
За кабиной видна поднимающаяся створка подъемного моторного отсека.
На изображении показано нерегулируемое реактивное сопло PMD.
Оригинальная краска еще сохранилась на нижней стороне крыла.
Его коллега в Балаклаве (Севастополь). В нижней части фюзеляжа за крыльями передней стойки шасси открыты створки сопла подъемного двигателя.
Последние фото из интернета, автор мне к сожалению неизвестен. Як-38 во время службы в ВМФ СССР.
На фото видны открытые двери в комнату PD.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Самолет-памятник.