На снимке представлен Як-38 — первый в Советском Союзе серийный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП), предназначенный для базирования на авианесущих кораблях. Эта уникальная машина, разработанная на основе экспериментального Як-36, стала важной вехой в истории отечественной авиации.
Памятник на ремонте
Данный конкретный экземпляр установлен в качестве памятника на территории Авиаремонтного завода в Евпатории. В момент съемки он проходил косметический ремонт, в ходе которого была удалена старая краска. Известно, что этот самолет был произведен в Саратове в 1980 году и носил бортовой номер 55 "желтый", однако его полная боевая биография, к сожалению, не сохранилась.
Одной из ключевых особенностей палубного базирования являются складные крылья. Эта конструктивная мера позволяла значительно экономить место в ангарах авианосцев, делая размещение самолетов более компактным.
Особенности взлета и посадки
Як-38 был способен взлетать и садиться вертикально, подобно вертолету, что идеально подходило для условий ограниченного пространства палубы. Однако для увеличения боевой нагрузки существовала возможность использовать и короткий разбег. На фото хорошо видно прочное трехопорное шасси, рассчитанное на такие нагрузки.
Силовая установка
Самолет оснащался комбинированной силовой установкой, состоявшей из трех двигателей: одного маршевого Р-28 и двух подъемных РД-38. На фотографии запечатлен воздухозаборник основного маршевого двигателя Р-28.
Кабина штурмовика была одноместной, все задачи по пилотированию и применению оружия ложились на одного летчика.
Управление таким технически сложным самолетом требовало от пилота высочайшей квалификации. Для облегчения его работы процессы взлета, посадки и переходные режимы были максимально автоматизированы.
Система управления
Помимо стандартных аэродинамических рулей, Як-38 имел уникальную реактивную систему управления (РСУ). Реактивные рули, расположенные в носу, хвосте и на законцовках крыла, обеспечивали управляемость на малых скоростях и в режиме висения, когда обычные рули неэффективны.
Бортовое оборудование самолета позволяло выполнять боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, как с береговых аэродромов, так и с палуб кораблей.
Уникальная система спасения
Система спасения летчика на Як-38 не имела аналогов в мире. В условиях вертикального взлета и посадки, где аварийная ситуация могла развиться за доли секунды, была предусмотрена система принудительного катапультирования СК-3М. Она была способна спасти пилота даже на нулевой высоте и при нулевой скорости.
В комплекс системы спасения входили:
- Катапультное кресло К-36ВМ с аварийным запасом для выживания на воде.
- Специальный механизм, отводящий руку пилота от рычага управления двигателем в момент катапультирования.
- Пиромеханизм для аварийного сброса фонаря кабины.
- Специальное высотное морское спасательное снаряжение для летчика (ВМСК-4 и шлем ЗШ-5А).
В отличие от многих музейных экспонатов, кабина этого памятника сохранила остекление и находится в закрытом состоянии.
Решение на автоматическое катапультирование принималось бортовой системой при достижении самолетом критических углов крена, пикирования или тангажа, а также при опасных сочетаниях этих параметров с угловыми скоростями.
За кабиной видна характерная поднимающаяся створка, закрывающая отсек с подъемными двигателями.
На изображении показано нерегулируемое сопло одного из подъемно-маршевых двигателей.
Фрагменты оригинальной заводской окраски еще можно разглядеть на нижней поверхности крыла.
Для сравнения показан другой памятник — Як-38 в Балаклаве (Севастополь). На нем хорошо видны открытые створки сопел подъемных двигателей в нижней части фюзеляжа.
Архивные фотографии из интернета (автор неизвестен) показывают Як-38 в период его активной службы в Военно-Морском Флоте СССР.
На этом снимке видны открытые створки люков, ведущих в отсек силовой установки.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Самолет-памятник.