Забытая катастрофа: как авария на атомной подлодке К-27 предвосхитила Чернобыль

Чернобыльская катастрофа 1986 года стала символом ядерной опасности, однако история советского атомного флота знает не менее трагические страницы, оставшиеся в тени секретности. Задолго до взрыва на ЧАЭС в СССР происходили аварии, связанные с военным использованием атома, одной из которых стала трагедия на уникальной атомной подводной лодке К-27 в Баренцевом море.

Эксперимент на глубине: лодка с реактором будущего

Атомная подводная лодка К-27 проекта 645 была единственным в СССР кораблём, оснащённым революционными для своего времени реакторами с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). В отличие от распространённых водо-водяных реакторов, новая технология на сплаве свинца и висмута обещала флоту неоспоримые преимущества: резко сокращалось время подготовки к погружению — с нескольких часов до 15-20 минут, что значительно повышало скрытность и боеготовность. Лодка была спущена на воду в 1963 году в разгар военно-технической гонки, однако ещё на стадии испытаний в 1959 году на стенде произошла первая серьёзная авария — разгерметизация контура и утечка теплоносителя. Несмотря на этот тревожный сигнал о «сырости» технологии, работы были продолжены, а выводы, как показало будущее, сделаны не были.

К-27 на боевом задании/ © shiphub.com

Предвестники беды: хроника утечек и героизма экипажа

Проблемы не заставили себя ждать. Уже в 1965 году, во время испытательного похода, в реакторном отсеке К-27 произошла авария, аналогичная стендовой. Для устранения неисправности — удаления застывшего радиоактивного свинца — членам спецкоманды (так называемым «спецтрюмным») пришлось вручную, зубилами и молотками, работать в условиях чудовищной температуры и радиации без должных средств защиты. Их «смена» длилась по 5 минут. По возвращении в базу пострадавших поместили в госпиталь, а после выписки уволили в запас, взяв с них подписку о неразглашении на 30 лет. Никаких документов, подтверждающих полученные дозы облучения, они не получили.

В 1967 году история повторилась. Снова утечка теплоносителя, снова адская работа в заражённом отсеке. На этот раз к спецтрюмным присоединились добровольцы из экипажа, что позволило сократить число тяжело пострадавших до двух человек. Конструкторы пытались дорабатывать реактор «на ходу», лодка подолгу стояла в доках, но системные проблемы решены не были.

Роковая ошибка: катастрофа 24 мая 1968 года

В мае 1968 года, после ремонта, К-27 вышла в Баренцево море для проверки систем перед длительным походом. После выполнения программы учёные на борту попросили капитана Павла Леонова провести дополнительные испытания реакторов на мощность. В 11:30 один из двух реакторов начал терять мощность из-за зашлаковывания каналов. Вместо немедленной остановки неисправного агрегата капитан, стремясь выполнить задание, отдал роковую команду на увеличение мощности. Это привело к катастрофическому перегреву и разрушению множества трубок активной зоны. Произошёл массированный выброс радиоактивных газов и гамма-излучения в отсеки.

Реакторный отсек катера К-19/ © hdpic.club

Как вспоминал старшина турбинного отсека Вячеслав Мазуренко, экипаж сначала не понял масштабов трагедии. Радиация невидима и не имеет запаха. Тревогу забили, когда включили ранее никогда не использовавшийся штатный дозиметр, и его стрелка зашкалила. Первыми симптомами стали слабость и рвота у тех, кто находился ближе к эпицентру. Подводников начали выносить из реакторного отсека — сами они идти уже не могли.

На одном уцелевшем реакторе лодка всплыла и направилась в базу Гремиха. Когда командование узнало об аварии, оно приказало лечь в дрейф, но капитан Леонов, понимая, что с каждым часом экипаж теряет последние силы, ослушался приказа и продолжил движение. При подходе к пирсу сработали стационарные дозиметры, объявили боевую тревогу, а командный состав спешно покинул опасный район.

Цена секретности: жертвы и забвение

Весь экипаж в составе 144 человек получил опасные дозы облучения. Девять «спецтрюмных», находившихся в момент аварии в реакторном отсеке, погибли в муках в течение первых двух суток. Остальных отправили на лечение в ленинградскую больницу. По словам Вячеслава Мазуренко, за последующие 36 лет от последствий облучения скончалось более половины членов того злополучного экипажа.

Саму лодку, после нейтрализации радиации засыпкой отсеков свинцовой дробью, более десяти лет безуспешно пытались реанимировать. В 1981 году, опасаясь новой аварии, было принято решение об утилизации. К-27 отбуксировали в Карское море у архипелага Новая Земля и затопили на глубине всего 33 метра, что грубо нарушало международные нормы МАГАТЭ, предписывающие захоронение на глубинах около 3000 метров. Как вспоминали участники операции, лодка не хотела тонуть, встав почти вертикально, и лишь после долгих усилий медленно ушла на дно.

Ученые опасаются взрыва реактора К-27. Если в него попадет всего 5 литров морской воды, это может привести к неуправляемой ядерной реакции / © unian.net

«Нагасаки» на дне: нерешённая проблема

Атомная подводная лодка К-27, получившая среди моряков мрачное прозвище «Нагасаки», вот уже более 40 лет лежит на мелководье. Учёные предупреждают: корпус реактора подвергается коррозии, и проникновение даже небольшого количества морской воды внутрь может спровоцировать неконтролируемую цепную реакцию. Эта забытая катастрофа стала предтечей Чернобыля, продемонстрировав ту же роковую смесь технологического риска, человеческой ошибки и губительной секретности.

История К-27 — не единственный подобный случай. В 1985 году, за год до Чернобыля, на Дальнем Востоке произошла ещё одна серьёзная авария на подлодке проекта 675, также вызванная нарушением техники безопасности.

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Критический перегрев реактора, гамма-излучение и радиоактивные газы — 54 года назад в Баренцевом море произошла техногенная катастрофа на подлодке К-27.