История создания и особенности ракетного комплекса «Эльбрус» 9К72 с пусковой установкой 2П19

24 марта 1962 года на вооружение Советской Армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72, известный как «Эльбрус». Его основными компонентами стали ракета 8К14 и гусеничная пусковая установка 2П19. Интересно, что первоначально комплекс планировалось сделать колесным, но этот вариант не выдержал испытаний. Колесное шасси МАЗ-534 оказалось недостаточно прочным и требовало серьезного усиления рамы. Из-за этих проблем серийные колесные установки 9П117 начали поступать в войска только в 1967 году, а первой и основной на долгие годы осталась именно гусеничная версия.

Предпосылки создания и преемственность

Разработка нового комплекса началась в начале 1960-х годов. На тот момент армия уже использовала гусеничную пусковую установку 8У218 с ракетой 8К11. Для комплекса «Эльбрус» была создана более совершенная ракета 8К14. Конструкторы изначально заложили в проект принцип преемственности: они стремились максимально использовать уже существующие в войсках наработки и оборудование, что значительно ускорило процесс создания.

Основным предназначением комплекса 2К72 было поражение стратегически важных целей в глубоком тылу противника: командных пунктов, узлов связи, крупных скоплений войск и военной техники.

Эффективность разработки и конструкция

Рациональный подход, основанный на модернизации проверенных решений, дал впечатляющий результат. На создание новой ракеты 8К14 ушло всего три года и пять месяцев — очень короткий срок для такого сложного изделия.

Пусковая установка 2П19 была построена на базе тяжелого гусеничного шасси ИСУ-152К.

Обратите внимание: Оружие Великобритании периода Первой мировой войны.

Это шасси представляло собой глубокую модернизацию знаменитой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152, хорошо зарекомендовавшей себя в годы Второй мировой войны.

Боевая масса машины 2П19 составляла 42,5 тонны. Экипаж для ее обслуживания состоял из восьми человек. Силовая установка — дизельный двигатель В2-ИС мощностью 520 лошадиных сил — позволяла этой тяжелой машине развивать скорость до 30 км/ч.

Эволюция шасси и служба

Узлы и агрегаты шасси ИСУ-152К стали основой для целого семейства новых специальных машин. В период с 1957 по 1964 год на его базе были созданы несколько опытных образцов, включая «Объект 807» для тактических ракет и «Объекты 816/817» для ракет Р-17.

Даже в 1980-е годы гусеничные пусковые установки 2П19 продолжали нести службу, например, в воинских частях на Кавказе и под Кандалакшей. В условиях сложного рельефа и бездорожья эти машины были особенно востребованы и популярны.

Своим мощным и узнаваемым внешним видом установка 2П19 стала одним из ярких символов ракетно-ядерной мощи Советского Союза времен Холодной войны.

Отлично, посмотрите кадры в комментариях!

Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации!

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Первой была гусеничная версия, поскольку колесный вариант не прошел испытания.