Ключевые отличия БТР и БМП: назначение, а не только вооружение или шасси

Вопрос о разнице между бронетранспортером (БТР) и боевой машиной пехоты (БМП) кажется простым, но на деле ставит в тупик многих. Попробуйте сами сформулировать ответ, прежде чем читать дальше, чтобы проверить свои знания.

Исторический контекст: что появилось раньше?

Бронетранспортеры как класс техники зародились еще в годы Второй мировой войны. Легендарные модели того времени — британский Universal Carrier, немецкий полугусеничный Sd.Kfz 251 и американский М3. В СССР же серийное производство собственных БТР началось уже после 1945 года, а до этого использовалась техника, полученная по ленд-лизу.

Конструкция Universal Carrier была предельно простой, что не помешало ему стать "рабочей лошадкой" британской армии.

А вот родоначальником класса боевых машин пехоты стал Советский Союз, создавший БМП-1 с 73-мм орудием "Гром". Позже аналоги появились и в странах НАТО, первой из которых была Германия с машиной "Мардер".

БМП-1 не просто новая машина — она задала стандарты для целого класса бронетехники будущего.

Таким образом, БМП — продукт послевоенной эпохи, но сам по себе этот исторический факт не раскрывает сути различий.

Шасси: гусеницы против колес?

Если взглянуть на советскую технику, может показаться, что всё просто: БТР — это колёсная машина (как БТР-60/70/80), а БМП — гусеничная (как БМП-1, -2, -3). Однако это лишь частный случай. Ещё в СССР существовали гусеничные бронетранспортеры, например, плавающий БТР-50.

БТР-50 — яркий пример того, что бронетранспортер может быть и на гусеничном ходу.

В армиях НАТО классическим примером гусеничного БТР является массовый М113. При этом существуют и колесные боевые машины пехоты, такие как французская VBCI (8x8) или VAB VCI на шасси бронетранспортера.

Французская VAB VCI T20, несмотря на колёсное шасси и лёгкое бронирование, классифицируется как БМП.

VBCI — ещё один пример современной колёсной боевой машины пехоты.

Следовательно, тип шасси не может быть однозначным классифицирующим признаком.

Вооружение: пушка или пулемет?

Ранние бронетранспортеры часто вообще не имели штатного вооружения, полагаясь на личное оружие десанта. Со временем на них стали устанавливать пулеметы, а позже и автоматические пушки. Сегодня на некоторые БТР (например, БТР-90 с модулем "Бахча-У") ставят орудия калибром до 100 мм, но такие машины часто переходят в разряд машин огневой поддержки.

Машина на базе БТР со 105-мм пушкой — это уже не просто транспортер, а средство огневой поддержки.

Боевые машины пехоты изначально создавались с мощным штатным вооружением в башне: автоматическими пушками и часто с противотанковыми ракетами. Однако в современности грань стирается: одинаковые боевые модули могут стоять и на БТР, и на БМП. Одна и та же модель в разных армиях может классифицироваться по-разному.

Тайваньский бронетранспортер CM-32 с вооружением, типичным для современной БМП.

Таким образом, разница в вооружении, хотя и заметна в среднем, тоже не является абсолютным критерием.

Защита: где броня толще?

Первые послевоенные поколения БТР и БМП (например, БТР-60 и БМП-1) имели схожее противопульное бронирование. Со временем защита БМП в среднем усилилась, сделав акцент на противостояние снарядам малокалиберных пушек (25-30 мм), как у британской БМП AJAX.

Современные БМП, такие как AJAX, делают ставку на высокий уровень круговой защиты.

Бронетранспортеры также эволюционировали в плане живучести, особенно в рамках концепции MRAP (машины, защищённые от мин и засад), где акцент сделан на выживаемость экипажа при подрыве.

Машины типа Cougar MRAP — пример адаптации БТР к современным асимметричным угрозам.

Однако существуют и исключения, полностью ломающие стереотипы. Например, тяжелые бронетранспортеры, созданные на базе танков. Израильский "Ахзарит" (на базе Т-55) и "Намер" (на базе "Меркавы") или российский БТР-Т имеют уровень защиты, недостижимый для большинства серийных БМП.

Современные БМП, такие как эта, действительно хорошо защищены, но...

...израильский тяжелый БТР "Намер" создан на базе танка "Меркава" и превосходит многие БМП по бронированию.

"Ахзарит" с его чудовищной бронёй чувствует себя уверенно даже в самых опасных городских боях.

Поэтому, хотя в среднем БМП лучше защищены, правило имеет впечатляющие исключения.

Главный критерий: боевое назначение

Так в чём же коренное отличие? Все перечисленные особенности — вооружение, защита, шасси — являются следствием главного фактора: предназначения машины.

Бронетранспортер — это, в первую очередь, транспортное средство. Его задача — безопасно доставить пехоту к месту выполнения боевой задачи, обеспечить защиту на марше и поддержать десант огнём после высадки.

Боевая машина пехоты — это, прежде всего, боевая единица. Она создана для ведения боя плечом к плечу с танками в одном боевом порядке. Её задача — не просто довезти, а активно участвовать в наступлении, подавляя огневые точки противника.

Именно из этого фундаментального различия вытекают все остальные:

  • Подвижность: БТР чаще колёсный, так как его основная зона действия — дороги и марши. БМП чаще гусеничная для лучшей проходимости по пересечённой местности вместе с танками.
  • Вооружение и защита: У БМП они в среднем мощнее, потому что машина изначально предназначена для боя на переднем крае, где угрозы серьёзнее.
  • Расположение десанта: В БМП бойцы, как правило, могут вести огонь изнутри через амбразуры, что подчёркивает её роль как "боевой" платформы.

На практике война часто смешивает роли, и техника используется не по прямому назначению. Однако понимание этой ключевой разницы — между транспортировкой и непосредственным участием в бою — позволяет правильно классифицировать машины и понимать логику их конструкции.

Спасибо за внимание!

Нашли ошибку или неточность — пожалуйста, дайте знать в комментариях. Критика и обсуждение приветствуются!

Если материал понравился, не поленитесь поставить плюс.

#бронетехника #бтр #бмп #оружие #военная техника #вооружение #танк #армия #сухопутныевойска #пушка

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Бтр или бмп - в чём отличие?.