Самодельные бронемашины: от KillDozer до пионерских танков

Доброго времени суток. К сожалению, оживлённой дискуссии под предыдущим выпуском «Кунсткамеры» не случилось, но это не повод отказываться от второй, а возможно, и последней статьи в этой рубрике. Она выходит с небольшим опозданием, и неспроста: позавчера исполнилось ровно восемнадцать лет и два дня со дня смерти человека, известного далеко за пределами круга любителей бронетехники — Марвина Джона Химейера.

Прежде чем продолжить, отмечу для всех заинтересованных лиц, включая и товарища майора, что данная статья носит исключительно историко-познавательный и развлекательный характер и не содержит призывов к нарушению какой-либо статьи Уголовного кодекса.

KillDozer: бульдозер мести

Итак, что же совершил 52-летний американец Марвин Химейер, чтобы навсегда войти в историю? 4 июня 2004 года в 14:30 он вывел из гаража свой кустарно бронированный бульдозер Komatsu D355A-3 и устроил разрушительный рейд по городку Грэнби в Колорадо, игнорируя все правила дорожного движения. Формальным поводом послужил затяжной конфликт с местным цементным заводом «Mountain Park», который в рамках расширения пытался отобрать земельный участок Марвина. Однако, как это часто бывает, истина оказалась где-то посередине, и сам Химейер не был безупречной жертвой. Подробности конфликта легко найти в сети, но куда более впечатляет итог: 13 разрушенных зданий, включая завод, мэрию, редакцию газеты и дома членов городского совета. Общий ущерб превысил семь миллионов долларов.

Марвин Джон Химейер

К своей «акции» Марвин готовился почти два года. Бронирование бульдозера представляло собой многослойный «сэндвич» из стали и бетона толщиной до 30 сантиметров — технология, известная ещё со времён балканских конфликтов 90-х. Любопытно, что часть бронекорпуса он приварил уже после того, как занял место в кабине, намеренно отрезав себе путь к отступлению. Обзор обеспечивали камеры, чьё изображение выводилось на внутренние мониторы. Для защиты от диверсий выхлопная труба была закрыта решёткой из арматуры. Но Химейер не ограничился пассивной защитой. В корпусе были предусмотрены бойницы, из которых он вёл огонь из целого арсенала: снайперской винтовки Barrett M82, карабина Ruger AC556 и нескольких пистолетов. Это лишний раз напоминает о специфике американского оружейного законодательства, которое, впрочем, сильно варьируется от штата к штату.

Бульдозер изнутри

В итоге получилась грозная, хоть и неказистая на вид, боевая машина, которая несколько часов бесчинствовала в городке. К счастью, жертв удалось избежать — полторы тысячи жителей оперативно эвакуировали. Правоохранители оказались бессильны: огонь из автоматов, гранаты и даже таран другим бульдозером лишь повредили радиатор. Свой путь «Киллдозер» завершил, застряв в развалинах мелкооптового магазина. Когда спасатели наконец прорезали слой брони, они обнаружили, что Химейер свел счеты с жизнью, оставив последний патрон для себя.

Бронебульдозер Komatsu D355A-3

Жители Грэнби не оценили «подвиг» соседа и впоследствии разрезали уникальную машину на металлолом. А жаль — такой экспонат мог бы занять достойное место в музее. Отметим также, что в наших реалиях повторить подобный «подвиг» практически невозможно: те, у кого есть доступ к мощной технике, решают проблемы иными способами, а доступные отечественные тракторы вроде ДТ-75 для таких целей мало пригодны.

Народная память.

И раз уж мы заговорили о самодельной бронетехнике, почему бы не вспомнить ещё несколько ярких примеров народного инженерного творчества?

Побег из соцлагеря: бронеавтомобили свободы

Начнём с двух попыток бегства из Чехословацкой Социалистической Республики. Первая история связана с Вацлавом Угликом, который 24 июля 1953 года пересек границу с Австрией на трофейном немецком разведывательном бронеавтомобиле Sd.Kfz. 254 времён Второй мировой войны. Вместе с семьёй и ещё четырьмя беглецами он, не встретив сопротивления, преодолел ряды колючей проволоки и сдался австрийским властям.

На австрийской земле.

Судьба экипажа сложилась по-разному. Одна из беглянок, Либуше Слауд, пыталась сбежать двадцать раз и в итоге воссоединилась с мужем в США. А вот жизнь самого Углика, провозглашённого на Западе «Крестоносцем свободы», оказалась трагичной. Переехав в Америку, он так и не смог примириться с реалиями «свободного мира». В начале 70-х он устроил самозахват земли в Калифорнии, а когда власти попытались его выдворить, пошёл на прорыв на новом, на этот раз самодельном, броневике. Его схватили, а после тюрьмы он стал бродягой. В 1977 году его тело со следами насильственной смерти нашли в лесу.

Леонард и Лейла Клауд

Броневику тоже перепало немало внимания.

Тот самый броневик.

Чехословацкий «пепелац»: неудачный дебют

Более удачно сложилась судьба другого чеха, Владимира Бенежа. Желая воссоединиться с братом, сбежавшим после Пражской весны в Канаду, и получая отказы на официальные запросы, он решил действовать самостоятельно. За основу своего бронеавтомобиля он взял раму довоенной «Татры-54» и агрегаты от «Аэро-30». Корпус пирамидальной формы, призванный улучшить защиту, был собран из четырёх слоёв тонкой стали. Для устрашения на машину установили башню с муляжом пушки, нанесли камуфляж и тактический номер R70.

Бронеавтомобиль Бенежа

Ирония судьбы: когда вечером 26 мая 1970 года семья Бенежа была готова к побегу, выяснилось, что машина не проходит в ворота гаража. На исправление ошибки ушло время, и в итоге броневик заглох всего в шести километрах от дома. Однако Владимир не сдался и в тот же день бежал через границу пешком. Позже он смог перевезти семью в США, где и прожил до 2009 года. А его уникальный «пепелац» сегодня стоит в музее полиции Праги.

Тот самый гараж

Современное состояние.

Пионерская танковая бригада ГДР

Закончим наш обзор на позитивной ноте, вспомнив уникальный проект из Германской Демократической Республики. В 1977 году в Бад-Шмидеберге патриотически настроенные взрослые на базе станции юных туристов создали пионерскую танковую бригаду. При поддержке местного предприятия для ребят изготовили ходовые макеты бронетехники ННА ГДР — танков Т-34-85, Т-55 и САУ СУ-100.

За основу взяли агрегаты от народного автомобиля «Trabant 601». Машины развивали скорость до 15 км/ч, но главное — они могли «стрелять»! Для этого на них установили лазерные тренажёры ЭЛТ-1Б, использовавшиеся в советской армии для обучения стрельбе. Юные танкисты участвовали в учениях, парадах, включая первомайское шествие в Виттенберге и военный парад в Берлине. Это был, пожалуй, самый масштабный и организованный проект подобного рода в истории.

Элементы управления

Pionierpanzerbrigade

Венецианские сепаратисты и их бронетехника

Перенесёмся в наше время, в Италию. В 2014 году активисты движения за независимость области Венето планировали использовать на манифестации самодельный бронетрактор. Однако полиция провела спецоперацию, арестовала заговорщиков и изъяла недостроенную машину, предъявив обвинения в терроризме. Это был не первый опыт венецианских сепаратистов: ещё в 1997 году они использовали самодельную бронемашину VT-MB-07 на шасси грузовика FIAT 690T2 во время захвата колокольни на площади Святого Марка.

Бронетрактор образца 2014 года

Veneto Tanko Marcantonio Bragadin

Заключение

На этом наш экскурс в мир самодельной бронетехники завершён. Как видим, причины для создания «шушпанцеров» были самыми разными: от личной мести и стремления к свободе до патриотического воспитания и политической борьбы. Каждая из этих историй — уникальный сплав человеческой изобретательности, отчаяния или энтузиазма. Если вам есть что добавить или вы знаете другие интересные примеры, делитесь в комментариях. Приятного чтения и до новых встреч!

P.S. Надеюсь, эшелоны с техникой, мелькающие в новостях, не имеют отношения к моей старой шутке про Т-62.

P.P.S. Дизайнер, сменивший цвет ссылок с синего на оранжевый, явно переоценил свою креативность.

#история #танк #танки #оружие

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Кунсткамера милитариста: шушпанцеры из народа.