Рождение радара: как Уотсон-Уотт и его команда создали технологию, изменившую войну и мир

Отец радиолокации

Изобретением радара, технологии, кардинально изменившей ход истории, мир обязан шотландскому физику Роберту Уотсон-Уатту. Выпускник старейшего в Шотландии Сент-Эндрюсского университета начал свой путь в Британском Метеорологическом Центре. Ещё в 1917 году он создал прибор для определения расстояния до грозовых фронтов, что стало первым шагом к будущему открытию. Продолжив исследования в престижной Национальной физической лаборатории, где он в итоге стал директором, Уотсон-Уатт сосредоточился на модуляции мощных радиоимпульсов. Результатом этой работы стал прототип первого в мире радара, способного обнаруживать самолёты, созданный в 1935 году. В апреле того же года изобретение получило британский патент.

Радар получил английский патент в апреле 1935 года.

«Чейн Хоум»: щит Британии

В предвоенные годы Великобритания остро нуждалась в защите от воздушных атак. Изначально для этого вдоль восточного побережья строилась сеть акустических вышек, улавливавших звук моторов. Однако появление радара, гораздо более эффективного и дальнобойного средства, мгновенно сделало этот дорогостоящий проект устаревшим. Всего за десятилетие с 1935 по 1945 год радиолокационные технологии совершили колоссальный скачок в развитии.

Уотсон-Уатт рядом со своим детищем в 1935 году.

Интересно, что толчком к британским исследованиям послужили слухи о немецком «луче смерти», якобы способном сбивать самолёты. Расчёты команды Уатта доказали невозможность такого оружия, но его коллега Арнольд Вилкинс предложил гениальную идею: использовать радиоизлучение не для уничтожения, а для обнаружения целей.

Уже к июню 1935 года прототип радара засекал самолёт на расстоянии 25 км, а к концу года дальность возросла до 100 км.

Обратите внимание: Стала известна история прозвища ИСУ–152 "Зверобой".

Эти наработки легли в основу системы раннего предупреждения «Чейн Хоум» — цепи радиолокационных станций вокруг Британских островов. Именно эта система сыграла решающую роль в победе Королевских ВВС в Битве за Британию.

Оператор Денис Милей обнаруживает цель на радаре с катодной трубкой-кинескопом, май 1945.

Радар поднимается в небо

Параллельно с наземными станциями в 1936 году началась разработка авиационных радаров для ночных истребителей. Необходимость в них была очевидна: без помощи техники пилот мог обнаружить цель лишь в 200-300 метрах, а наземные радары не обладали достаточной точностью для наведения.

Сеть радарных вышек на побережье Англии в 1945

Эту сложнейшую задачу — создать компактный, лёгкий и энергоэффективный радар для самолёта — блестяще решил ученик Уатта, Эдвард Боуэн. Его устройство занимало всего 0,3 кубометра, весило 90 кг и потребляло менее 500 Ватт. Для его питания Боуэн разработал специальный альтернатор, работавший от двигателя самолёта, — технологию, позже нашедшую применение в автомобилях.

1937 Handley Page «Хейфорд» — первый самолёт в мире, на который был установлен радар.

Первые лётные испытания авиационного радара прошли в марте 1937 года на бомбардировщике Handley Page «Хейфорд». К августу система стала ещё компактнее благодаря уменьшению длины волны до 1,25 м. Испытания на самолёте Avro Anson показали дальность обнаружения кораблей в 3-5 км и самолётов — 1,6 км. Эти характеристики стали стандартом для многих боевых машин начала Второй мировой.

Наземный радар образца 1945 года.

Уже в 1937 году воздушный радар Боуэна успешно обнаружил в Северном море три крупных корабля в условиях плохой видимости, доказав свою эффективность.

Как радар размещался в носу самолёта времен Второй мировой.

Радар с волной 1,5 метра для лучшей чувствительности устанавливался на истребителях «Бленхайм» и самолётах береговой охраны.

Ночные истребители «Бленхайм» с экипажами.

Если первые модели «Бленхаймов» с радаром (Mk II) были не слишком успешны, то следующая модификация Mk III 1940 года показала себя лучше. Первый в истории успешный ночной перехват с помощью радара состоялся в ночь на 23 июля 1940 года. Экипаж «Бленхайма» под командованием офицера Глинна сбил немецкий бомбардировщик Do-17. Вскоре на смену «Бленхаймам» пришли более скоростные и мощные ночные истребители «Бофайтер».

Немецкий ночной истребитель-перехватчик «Мессершмитт» 110G Zerstorer с радарными антенами.

Важным этапом стал переход от штучной сборки радаров к серийному производству, налаженному компанией EMI Group.

Немецкие наземные радары времён Второй мировой.

Поступившие на вооружение «Бофайтеры» стали грозным оружием. Их первая победа с использованием радара состоялась в ночь на 16 ноября 1940 года, когда был сбит бомбардировщик Ju 88.

Послевоенный локатор радарной вышки.

Наследие радара: от войны к мирной жизни

После войны радарная технология вышла далеко за рамки военного применения. Она стала основой безопасности и навигации в гражданской авиации и судоходстве, используется в метеорологии для прогнозирования погоды, в полиции для контроля скорости, и даже в медицине. Изобретение, рождённое как ответ на военную угрозу, превратилось в одну из ключевых технологий современного мира.

#радар #radar #Уотсон Уатт #Эдвард Боуэн #первый радар #Бленхайм #война #вторая мировая #великая отечественная #оружие

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Радар: изобретение и история.