Здравствуйте, уважаемые читатели!
Современное представление о подводных лодках как о детище XX века требует существенного уточнения. На самом деле, история подводного кораблестроения уходит корнями в гораздо более ранние времена, и Россия сыграла в ней одну из ключевых ролей.
Идея, опередившая время
Уже в 1720 году в Российской империи зародился смелый проект создания принципиально нового типа военного судна — «потаённого судна», которое по праву можно считать прообразом современных подводных лодок. Это был не просто эксперимент, а целенаправленная попытка создать новый класс боевых кораблей.
На изображении представлена реконструкция первой русской подводной лодки, созданной талантливым изобретателем Ефимом Никоновым.
Изобретатель и покровитель
Конструктором этого революционного аппарата стал русский умелец Ефим Никонов. В 1718 году он обратился с дерзким предложением к императору Петру I, известному своим новаторским духом и интересом к техническим новинкам. В своём послании Никонов просил разрешения и поддержки для разработки судна, способного «ходить под водой и подбивать вражеские корабли».
Пётр Великий, всегда открытый к прогрессивным идеям, заинтересовался проектом и дал ему зелёный свет. Благодаря личному распоряжению императора, осенью 1720 года на верфях началось строительство первого опытного образца, завершившееся его успешным спуском на воду.
Испытания и перспективы
Испытания «потаённого судна» продолжались несколько месяцев и показали его принципиальную работоспособность. Корабль, несмотря на примитивность технологий того времени, продемонстрировал выполнение своей основной функции — скрытного передвижения под водой.
Обратите внимание: Бердыш. Русская алебарда.
Успешные испытания настолько впечатлили Петра I, что он немедленно отдал приказ о строительстве целой серии из десяти подобных субмарин для нужд молодого российского флота.
Макет, демонстрирующий конструктивные особенности проекта Ефима Никонова.
Трагический финал проекта
Однако амбициозным планам не суждено было сбыться. В 1725 году скончался главный покровитель проекта — император Пётр I. После его смерти интерес к подводному кораблестроению угас, и в 1727 году государственное финансирование разработок было полностью прекращено. Сам изобретатель Ефим Никонов, лишившись поддержки, был разжалован и сослан в отдалённую Астраханскую верфь.
Технические особенности и вооружение
До наших дней сохранились сведения об устройстве этой уникальной субмарины. Экипаж судна состоял из 6-8 человек, что для того времени было значительной командой. Одной из ключевых инженерных задач стало обеспечение экипажа воздухом. Для этого использовался оригинальный, хотя и уязвимый, метод: воздух подавался через специальный гибкий шланг (кожаный рукав), который удерживался на поверхности воды поплавком.
Особый интерес представляет планируемое вооружение. Согласно проекту, подводная лодка должна была нести ракетное оружие (по-видимому, зажигательные ракеты), что для военно-морской тактики XVIII века было невероятно смелым и передовым решением, предвосхищающим развитие военной техники на столетия вперёд.
Ещё один вариант реконструкции внешнего вида подводного аппарата Никонова.
На этом наш рассказ подходит к концу. Если вам была интересна эта страница истории русского флота, подписывайтесь на наш канал, делитесь своими мнениями и ставьте оценки. Всего вам доброго и до новых встреч!
#история #история россии #история оружия #российская империя #петр 1 #флот россии #оружие россии #оружие #субмарина #подлодка
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Первая русская подводная лодка - в чём секрет этого корабля?.