Глава 3.15: Испытания второй сессии
Вторая сессия на первом курсе сразу погрузила нас в суровую реальность военной подготовки. Началось всё с интенсивных бегов, занятий на тактических полях и стрельб. Нашим главным наставником стал опытный десантник, полковник Сидоров – офицер, чья грудь была украшена боевыми медалями и орденами. Он не делал скидок на погоду или время суток, заставляя нас отрабатывать тактику и днём, и ночью.
Особенным «удовольствием» были пробежки по глубокому снегу. Представьте себе: на курсанте висит полный комплект снаряжения – бинокль, сумка с сигнальным пистолетом (СП), сапёрная лопатка, подсумки, автомат, общевойсковой защитный комплект (ОЗК), командирская сумка, каска поверх зимней шапки… Внешне мы напоминали военных «Гаврошей». Стоило немного пробежаться, как всё это имущество начинало невыносимо мешать, сковывая каждое движение. А рытьё окопов зимой по нормативам и вовсе превращалось в настоящее испытание на прочность.
Нелёгкая доля гранатомётчика и уроки старой школы
Моему другу Александру, который служил гранатомётчиком в первом отделении, приходилось ещё тяжелее. Помимо стандартного автомата, он нёс на себе громоздкий гранатомёт РПГ-7В. Пулемётчикам в этом плане было немного легче – их оружием был более компактный ручной пулемёт Калашникова (РПК).
Полковник Сидоров, которого мы между собой называли «Десанткин», обучал нас по канонам, проверенным ещё в 1945 году. Он учил ходить в атаку и поднимать бойцов в бой… без использования мата! Этот офицер был для нас образцом выдержки, терпения и тактичности. За всё время обучения мы ни разу не услышали от него бранного слова. Даже в тот курьёзный момент, когда один из гранатомётчиков, незнакомый с устройством РПГ-7В, пытался целиться с обратной стороны ствола, поясняя это так: «А что, товарищ полковник! Вот сюда вставил и вот так вот она туда прошла, сжалась и полетела!» Зрелище напоминало охотника из мультфильма «Красная шапочка», у которого ружьё имело форму воронки.
Это происходило во время отработки действий расчётов РПГ по команде полковника. Строй курсантов едва сдерживал смех, но полковник с неизменным терпением и уважением к подчинённым спокойно объяснил, как правильно обращаться с этим видом вооружения. Подобный казус стал возможен потому, что учебных стрельб из РПГ-7В мы ещё не проводили, и методику работы с ним нам не разъясняли. Впрочем, ребят можно было понять: со школьной скамьи они сразу окунулись в поля с самым разным оружием.
Физическая подготовка и тактика: выжимали все силы
После занятий с полковником Сидоровым нас, как правило, ждала физическая подготовка под руководством преподавателя по фамилии Лейба. С ним тоже было не расслабиться. Он с педантичной методичностью стремился сделать из каждого курсанта если не терминатора, то как минимум выносливого бойца.
Подготовка была интенсивной, интересной и отнимала все физические силы. После изматывающих пробежек по заснеженным полям и выжимания последних соков на турниках и в спортзале, мы с полковником Попковым снова возвращались на тактические поля. Там мы отрабатывали действия по тактике пограничных войск (ТПВ): одной группе нужно было убегать, изображая нарушителей, другой – догонять. Поддаваться было нельзя – это строго каралось и могло негативно повлиять на оценку на зачёте или экзамене. Проще говоря, мотивация работать на полную была у обеих сторон.
Передвижения по территории института для первокурсников по-прежнему разрешались только бегом. Офицеры строго следили за этим, и если какая-то группа позволяла себе перейти на шаг, это гарантированно оборачивалось дополнительными занятиями по строевой подготовке. А такие занятия, как правило, назначались на субботу после обеда или на воскресенье, отнимая драгоценное время отдыха.
Личные испытания и интерес к минно-взрывному делу
В один из учебных дней дисциплину «История России» у нас вёл майор Тергович, так как основной преподаватель заболел. Для меня это была не самая приятная новость. Дело в том, что Тергович пару раз перед построением увольняемых вычёркивал меня из списков со словами: «Вы, товарищ сержант, в увольнение не идёте, а прибываете ко мне на инструктаж в 12:00, в 15:00 и в 18:00». Каждый раз, когда Тергович был ответственным офицером по институту в выходной день, моё увольнение отменялось без объяснений.
Причину я, конечно, знал. На меня регулярно жаловался Терговичу курсант Серебров, который, будучи заместителем командира взвода, утверждал, что я не воспринимаю его как командира. Это был своеобразный метод воспитательного воздействия. Как-то в пятницу Серебров проговорился: «Х…й ты, сержант, пойдёшь в увольнение, раз не слушаешь меня!» Так всё и выходило: я был слишком горд, а у Сереброва были связи.
И вот теперь этот самый Тергович заявил, что будет принимать у нас экзамен по окончании первого курса. Перспектива не сдать экзамен и быть отчисленным за неуспеваемость меня, мягко говоря, не радовала. А в увольнение хотелось всё сильнее, тем более я начал встречаться с той самой девушкой, с которой познакомился на дискотеке «Последний шанс» (ДПШ). Сменить обстановку и сходить в кафе для курсанта военного училища было необходимостью, а я такой возможности лишался.
Поскольку наш институт ранее был инженерным, в нём сохранилась целая кафедра минно-взрывного дела, готовившая отличных специалистов. Меня это направление сильно заинтересовало, и я изъявил желание изучать его дополнительно. Главной причиной было моё стремление в будущем служить в спецподразделениях, где такие знания были бы бесценны.
Продолжение следует…
Давайте вместе вспоминать военные годы, службу, учёбу и наших товарищей. Друзья, поддержите мой канал, ставьте лайки, подписывайтесь и оставляйте в комментариях свои истории. С уважением, автор.
#военные учения #военная подготовка #калининград #военное образование #русские офицеры #служба в армии #курсанты военных училищ #отношения мужчины женщины #оружие и техника #вооружение россии
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: - Тяжело в учении, легко в бою! -.