Эксплуатация и боевой путь многоцелевого разведчика Р-10 (ХАИ-5): от противоречий до фронта

В этой статье мы завершаем рассказ о первом серийном советском многоцелевом разведчике Р-10 (ХАИ-5), сосредоточившись на его службе и боевом применении. Ранее мы уже рассматривали историю создания этой машины и её конструктивные особенности. Р-10 проектировался как универсальный самолёт, способный выполнять функции лёгкого бомбардировщика, разведчика и штурмовика, однако полностью соответствовать всем требованиям, особенно в роли штурмовика, он не смог. Пока шло его производство, уже вовсю шёл конкурс «Иванов» на создание более совершенного универсального самолёта. Сложная обстановка в стране, включая волну репрессий, серьёзно повлияла на судьбу проекта: главный конструктор И. Г. Неман был арестован, а на смену Р-10 в итоге пришёл Су-2. Производство Р-10, составившее около 493 машин, было завершено к концу сентября 1939 года. Эти самолёты поступили в части ВВС, авиации пограничных войск и флота, где должны были заменить устаревшие бипланы Р-5 и Р-Z, хотя на практике долгое время работали с ними параллельно.

Рисунок самолета ХАИ-5 (Р-10). Источник: http://www.wardrawings.be/

Проблемы в эксплуатации и снятие с вооружения

Отзывы из войск о Р-10 оказались неоднозначными. Переход на схему моноплана дал прирост в скорости и манёвренности по сравнению с предшественниками, но одновременно усложнил пилотирование, особенно на взлёте и посадке. По вооружению (и стрелковому, и бомбовому) он уступал штурмовым модификациям Р-5, что было критично для самолёта, который планировали использовать против пехоты. Однако главным бичом стали производственные дефекты и конструктивные недоработки, в первую очередь ненадёжного шасси. Высокий процент брака и технические проблемы привели к частым авариям. Известен случай, когда в 1938 году на Р-10 едва не разбился знаменитый лётчик Я. В. Смушкевич. К 1940 году из почти четырёхсот машин около сотни были неисправны. Накопившиеся проблемы сформировали крайне негативное мнение о самолёте как у лётчиков, так и у техников. Уже с 1939 года Р-10 начали выводить из штурмовых полков, оставляя ему лишь разведывательные функции, для которых он, впрочем, тоже был неидеален из-за малой дальности и слабого оборонительного вооружения. В середине 1940 года было принято решение о полном снятии Р-10 с вооружения, однако нехватка новой техники отсрочила этот процесс, а начало Великой Отечественной войны и вовсе заставило вернуть его в строй.

Аварийная посадка разведчика Р-10. Источник: https://aviadejavu.ru/

Боевое применение: от Халхин-Гола до Великой Отечественной

Несмотря на проблемы, Р-10 всё же принял участие в боевых действиях. Его применение началось ещё в конце 1930-х годов, хотя и в ограниченных масштабах. Несколько десятков машин использовались во время конфликта на Халхин-Голе в составе 1-й армейской группы, а также в Советско-финской войне. Эпизодически самолёты привлекались для разведки во время присоединения Бессарабии в 1940 году.

С началом Великой Отечественной войны, когда потери в авиации были огромны, все боеспособные машины, включая устаревшие, бросили в бой. Р-10 в основном находились на вооружении разведывательных эскадрилий приграничных округов. Ярким примером может служить 7-я разведывательная авиаэскадрилья (7-я РАЭ) 5-й армии Юго-Западного фронта. На её вооружении было около двух десятков Р-10, а также несколько самолётов других типов. Эскадрилья выполняла разведку по трём сложным маршрутам протяжённостью до 500 км, а также наносила удары по колоннам противника и корректировала артиллерийский огонь. Интенсивная эксплуатация быстро привела к потерям: к началу сентября 1941 года большая часть Р-10 эскадрильи была уничтожена в боях или разбита в авариях. К ноябрю, выполнив 478 боевых вылетов, 7-я РАЭ была расформирована. Подобная судьба постигла и многие другие части, оснащённые Р-10, — к концу осени 1941 года их осталось очень мало.

Разведчик Р-10. Источник фото https://aviadejavu.ru/

Захваченный немцами разведчик Р-10. Источник фото: https://waralbum.ru/

Завершающий этап службы

После 1941 года уцелевшие Р-10 в основном использовались на второстепенных театрах — на Дальнем Востоке или в качестве учебных машин. Тем не менее, отдельные экземпляры продолжали воевать. Например, в составе 23-го штурмового авиаполка (ШАП) Черноморского флота Р-10 эксплуатировались до осени 1943 года, после чего их заменили на Ил-2. Известен случай в конце августа 1943 года, когда группа Р-10 из этого полка атаковала немецкий конвой у кос Кривая и Беглицкая, потопив несколько барж и катеров. Также самолёт применялся на Балтике в 73-м ближнебомбардировочном авиаполку (73-й БАП) для разведки и ударов по морским и наземным целям. Полностью эксплуатация Р-10 была завершена в 1944 году, последние машины летали на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

Разведчик Р-10 из состава 73-его БАП. Источник фото: https://aviadejavu.ru/

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников:http://авиару.рф/,http://www.airwar.ru/, http://allaces.ru, http://www.wardrawings.be/, https://pamyat-naroda.ru/, https://aviadejavu.ru/, книга В.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга А.В. Чесалов. Испытания опытных самолетов, книга Техническое описание мотора М-25, книга В. Р. Котельников. Отечественные поршневые моторы, книга В. А. Багратионов. Крылья России, книга В.Р. Котельников. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945 годов, журнал Авиаколлекция, журнал Авиация и космонавтика, журнал Мир Авиации.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Эксплуатация и боевое применение многоцелевого разведчика р-10 (хаи-5).