Про китайцев, ракеты и двигатели для боевых самолетов

Все-таки продолжу тему про ракеты. И китайцев. Так как решил немного исследовать этот вопрос ранее, то надо завершить начатое.

Уже много в мировой периодике писалось о том, что китайцы – народ хороший и трудолюбивый. И, если очень тщательно копнуть вглубь истории, изобретали из глобального не так уж и много – ни порох, ни бумагу, ни даже иероглифы изобрели, насколько мы знаем, не они. Много военных технологий им достается от европейцев, американцев и русских, от последних – в большей степени, потому что американцы и европейцы никогда не передавали им, например, атомную бомбу и баллистическую ракету.

А вот СССР и Россия всем этим делились, но только под строгим собственным контролем, ну, чтобы восточные друзья не вздумали копировать и перепродавать суррогаты. Кстати, в "копикэте", то есть копировании - они настоящие ассы и достойны восхищения.

Это не значит, конечно, что китайцев надо считать вообще уже какими-то безрукими. Руки у них есть, причем огромное количество. Австралийские аборигены сподобились изобрести бумеранг, индусы – цифры, а индейцы – яд кураре. Но все они вместе взятые так и не научились производить надежные ракетные двигатели и космические корабли. Китайцев это тоже касается, особенно в свете «изобретательской» шумихи, развернувшейся вокруг них в последние годы.

В общем, не будем рассматривать изобретений, которых китайцы не изобретали никогда, вопреки энциклопедическому мнению. Абсолютно все китайские военные самолеты летают на купленных за рубежом авиационных двигателях, потому что китайцы не могут их толком скопировать. Видимо слишком много звездочек "Доработать напильником". Шутка. В основном авиадвигатели закупаются в России, кое-что – в Европе, а вот Америка им практически ничего не продает.

Истребитель Chengdu J-20 «Черный орел»

В качестве примера можно взять новейший китайский истребитель Chengdu J-20 «Черный орел», который относится к пятому поколению. Ну, поколение это пятое только относительно российских самолетов, так как этот истребитель – некоторая переделка старого советского истребителя МиГ-35.

Обратите внимание: Российские оружейные новинки проверят в боевых условиях.

Но переделке подвергся только планер, а вот двигателей к нему китайцы разработать так и не умудрились, потому на «Черном орле» они установили также советские реактивные двигатели АЛ-31ФН (с форсированным нагнетателем), которых закупили еще в 90-х годах аж целых 400 штук на сумму в полмиллиарда долларов.

Но это только один пример из множества. Так, Китаем осуществляются массовые закупки в России двигателей Д-30 и другие версии АЛ-31 для своих дальних бомбардировщиков и транспортных самолетов. Один из последних контрактов на эти двигатели состоялся в 2017 году и оценивался в 1 миллиард долларов. Цена каждого такого мотора 5-6 миллионов долларов в зависимости от комплектации. Кстати, бомберы и другие самолеты, на которые ставятся эти двигатели – тоже советского типа – потомки известных советских Ту-16 и Ил-76. Ну не хотят китайцы изобретать собственные самолеты, хотя уже давно пора бы.

Истребитель Chengdu J-20 «Черный орел» в показательном полете

Но нельзя, конечно, сказать, что китайцы не производят своих собственных двигателей. Производят, конечно. Но все эти двигатели ненадежные и недолговечные, и используются только на третьих-четвертых линиях, где низкий параметр надежности не критичен. (Либо нас дезинформируют, что тоже не стоит сбрасывать со счетов).

А вот в ракетостроении Китай даже и не пытается что-то сделать свое. Все космические корабли, которые китайцы запускают в космос, оснащаются российскими двигателями РД-170, к которым доступ самим китайцам запрещен, то есть их прямо в ракетах настраивают и обслуживают только российские специалисты. К слову сказать, мы продаем эти двигатели и американцам, но только повышенной мощности (РД-180) и на тех же условиях, что и китайцам. Ну, с американцами все понятно – ракетные двигатели свои они делать умеют, но им выгоднее по финансам использовать именно российские. А вот китайцы предлагают любые деньги за русскую технологию, но русские на это не идут.

Но дело не в этом, в конце концов. А дело в том, что китайцы, обладающие громаднейшими средствами, за многие десятилетия сотрудничества с СССР в космической отрасли даже скопировать ничего не смогли, не говоря уже о том, чтобы придумать что-то своё. И если бы украинцы в 90-х не продали китайцам свой немного недостроенный авианосец, доставшийся им от СССР, то у Китая не было бы даже современного флота.

В общем, заканчиваю свою тираду о китайцах-изобретателях, следует повторить снова и снова – нельзя, чтобы кто-то думал, что к китайцам следует относиться пренебрежительно. Наоборот, надо к ним относиться хорошо за множество других прекрасных и уникальных вещей, которые можно достать только в Китае. Но факт остается фактом – если бы не СССР и Россия, то не было бы у китайцев ни своей армии с авиацией и флотом, не было бы и космических ракет с луноходами, не было бы и вообще традиций промышленного развития, которые появились благодаря кумиру китайского лидера Мао Цзедуна – Иосифу Виссарионовичу Сталину.

А вы что думаете о Китае? Может, они так ловко нас тут всех дезинформируют? Есть информация, что они во всю осваивают управление вертолетами на наших базах, может, все-таки, нет дыма без пороха огня?

#истребители #ракетные двигатели #оружие китая #черный орел

Больше интересных статей здесь: Оружие.

Источник статьи: Про китайцев, ракеты и двигатели для боевых самолетов.