Идея оснастить подводную лодку собственным самолетом для ведения разведки возникла еще в годы Первой мировой войны. После ее окончания эта концепция не потеряла актуальности, и эксперименты в данной области проводили многие ведущие морские державы, включая Германию, Великобританию, Францию, Италию и даже СССР. Однако практически везде разработки так и остались на стадии опытных образцов, не дойдя до серийного производства и реального применения.
Первый японский самолет-разведчик для подводной лодки E6Y1. Картинка с http://www.airwar.ru
Единственной страной, которая не испугалась технических сложностей и довела систему подводного авианосца до серийного выпуска, стала Япония. В рамках своей экспансионистской политики японское командование осознавало острую необходимость в получении оперативной разведывательной информации с бескрайних просторов Тихого и Индийского океанов. В 1920-е годы радиолокация находилась в зачаточном состоянии, поэтому основная надежда возлагалась на подлодки дальнего радиуса действия. Однако их возможности наблюдения были крайне ограничены: через перископ много не увидишь, а всплытие для визуальной разведки лишало субмарину ее главного преимущества — скрытности. В этих условиях решение использовать компактные самолеты, запускаемые прямо с палубы подводной лодки, выглядело для японских стратегов наиболее логичным. Маленький самолет на большой высоте заметить гораздо сложнее, чем всплывшую лодку.
От идеи к реализации: создание E6Y1
Начав с экспериментов по запуску самолета с водной поверхности, японские инженеры быстро пришли к выводу о необходимости катапульты. В итоге на субмарину установили пневматическую катапульту. После отработки теоретических аспектов были сформулированы четкие технические задания как на саму лодку-носитель, так и на самолет.
Обратите внимание: Почему первый "огнестрел" положил конец господству доспехов, если он их не пробивал?.
За основу будущего разведчика был взят британский поплавковый биплан «Парналл Пето». На его базе японская фирма Yokosuka создала первый в стране самолет подводного базирования, получивший обозначение E6Y1 или «тип 91».Серийный образец производства фирмы «Каваниси», всего построено 8 штук. Картинка с http://www.airwar.ru
Конструкция и боевое применение
Самолет хранился в разобранном состоянии в двух герметичных цилиндрических ангарах, расположенных позади рубки подлодки. В одном хранился фюзеляж, в другом — крылья и поплавки. Процесс сборки и подготовки к вылету был довольно трудоемким, что не очень нравилось экипажам. Кроме того, ангары создавали дополнительное сопротивление при подводном ходе, ухудшая ходовые характеристики субмарины. Летные данные самого E6Y1, представлявшего собой уменьшенную копию британского прототипа, были весьма скромными: максимальная скорость — 186 км/ч, а дальность полета на крейсерской скорости 138 км/ч составляла около 600 километров. Самолет не имел никакого вооружения, так как его единственной задачей была разведка: прилететь, обнаружить цель и вернуться с информацией. Первым носителем этого необычного летательного аппарата стала подводная лодка I-5, заложенная 30 октября 1929 года и вступившая в строй 31 июля 1932 года.
Японская подводная лодка И-5, на виде сверху отчетливо видны контейнеры для самолета. Картинка из свободных источников.
Боевое крещение связка «лодка I-5 — самолет E6Y1» прошла во время так называемого «Шанхайского инцидента», а затем применялась в ходе японо-китайской войны и на начальном этапе Второй мировой войны, став уникальным образцом подводной авиации.
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Первый японский самолет подводного базирования.