Забытые лайнеры Дамаска: авиационная история Сирии до войны

В рамках гуманитарной миссии по заказу сирийских властей мне довелось выполнять рейсы в Дамаск, доставляя пострадавших от военных действий в саудовские города Джидду и Медину. После приземления, выйдя на перрон международного аэропорта, я застал унылую картину: кроме нашего Airbus A330 и небольшого бизнес-джета под флагом ООН, здесь не было ни души. Тишину нарушал лишь свист ветра между опустевшими терминалами.

Загадка прошлого

У выхода к самолёту мое внимание привлекла странная конструкция — система навигации для заруливания на стоянку, покрытая толстым слоем ржавчины. На металлических табличках, вросших в бетон, были выгравированы названия моделей самолётов, некогда принимавшихся этим аэропортом. Мы с бортинженером долго ломали голову, пытаясь понять принцип работы этого механизма, оставшегося с мирных времён. Однако сегодня я хочу рассказать не о технических загадках, а о богатом авиационном наследии, которое хранит эта земля.

Давайте вместе совершим путешествие во времени и вспомним, какие легендарные лайнеры бороздили небо над Дамаском в XX веке, задолго до того, как война превратила кипящую жизнью воздушную гавань в пустынный полигон с изрешечёнными осколками зданиями и молчаливыми взлётными полосами.

Галерея авиалегенд

Boeing-747 — «Королева неба», символ межконтинентальных перелётов и мощи гражданской авиации.

Ил-62 — флагман «Аэрофлота» и гордость советского авиапрома, первый отечественный реактивный дальнемагистральный лайнер.

Douglas DC-10 — американский широкофюзеляжный трёхдвигательный авиалайнер, работавший на многих международных маршрутах.

Douglas DC-8 — один из первых в мире успешных реактивных пассажирских самолётов, открывший эру массовых джетов.

Ту-154 — «рабочая лошадка» советских и постсоветских авиалиний, самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт.

Lockheed L-1011 TriStar — технологически продвинутый американский широкофюзеляжник, известный своей комфортностью и надёжностью.

Ил-86 — первый советский широкофюзеляжный авиалайнер, прозванный за форму фюзеляжа «автобусом».

Boeing 707 — самолёт, совершивший революцию в пассажирских авиаперевозках и положивший начало эре массовых реактивных межконтинентальных полётов.

Эпоха, ушедшая в небо

Для авиаторов эти машины — не просто железо, а целая эпоха. Для пилотов старшего поколения — это и есть жизнь. Многие мои коллеги начинали карьеру за штурвалами Ил-86, Ту-154, Ил-62. Они вспоминают то время с лёгкой, ностальгической грустью: когда в кабине стоял густой сигаретный дым, а шумный, сплочённый экипаж всю дорогу обменивался историями и анекдотами. Это была эпоха, когда можно было «улететь зайцем» практически в любой город страны, где был свой летный отряд, своя особая атмосфера. Не было необходимости собирать вещи и переезжать в Москву в погоне за работой — небо было ближе и доступнее.

Спасибо, что были с нами в этом путешествии в прошлое. На связи был лётчик Миша, пилот и лидер группы SAHALIN.

В Дамаске, Сирия. Ноябрь.

Больше материалов об истории технологий и транспорта вы найдёте в разделе: Наука и техника.

Адаптировано на основе оригинала: На перроне в Дамаске.