Есть военные технологии, которые внушают трепет. А бывают такие, которые просто работают. Почти безотказно. Как автомат Калашникова. История о том, как однажды в Югославии сошлись американский "Стелс" и советский зенитный комплекс - как раз про это.
Незримый ударный "гость"
К концу девяностых годов 20 века штурмовик ВВС США F-117 Nighthawk стал легендой. Самолет-невидимка. Технология "стелс". Построен по схеме "летающее крыло". Имеет оригинальную геометрию и граненый фюзеляж. Композитные и радиопоглощающие материалы делают его незаметным для радаров и систем ПВО. Пока дело не коснется техники из СССР.

Источник изображения - Википедия
Самолет стоил в конце 90-х более 100 млн $. Пентагон, впрочем считал цену вполне оправданной, считая что машина может безнаказанно пролететь хоть над Красной площадью.
Весной 1999 года F-117 вовсю "работали по Югославии". Казалось, сербы могут только сжимать кулаки в полном бессилии.
Призрак из прошлого
27 марта 1999 года. 3 день боевых действий войны НАТО против Югославии. Сербская деревушка под названием Буджановцы. Здесь стояла 3-я батарея 250-й ракетной бригады Войск Югославии. Командовал ею подполковник Золтан Дани. На вооружении у него был зенитный ракетный комплекс С-125 "Нева". Разработанный в СССР аж в 1961 году. Для американских пилотов это - музейный экспонат...
Технология против смекалки
Американцы знали частоты радаров "Невы". Включил радар - получил ракету в установку. Сербы это понимали.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Потому включали радары буквально на двадцать секунд. Засек цель - сразу выключил. Работа шла также в полном радиомолчании. Срочные донесения - только курьером. В противном случае позицию "отработает" ударный самолет НАТО.Но главная "хитрость" была в использовании старых советски радаров. Это П-12 "Енисей" (на вооружении - с 1958 года) и П-18 "Терек" (1971 год). Надежные установки, работающие в метровом диапазоне радиоволн. Они ловили помехи, которые создавал в воздухе даже "невидимый" F-117. Его стелс-покрытие хорошо работало против определенных волн, но не против всего спектра сразу.
Вечером 27 марта 1999 года расчет Золтана Дани поймал такой "хвост". Они включили радар на считанные секунды, захватили цель и выпустили две ракеты. По легенде, одна из них была с неконтактным взрывателем, который сработал просто рядом с самолетом.
Ирония судеб людей и самолета
Пилот F-117, лейтенант-полковник Дейл Зелко, катапультировался и был спасен. А его суперсовременный Nighthawk рухнул на землю, став единственной боевой потерей проекта за все время.
Обломки самолета разобрали на экспонаты для музея в Белграде, а часть передали куда надо... Говорят, китайские и российские специалисты срисовали то, что хотели о знать о технологиях "стелс".
А Золтан Дани стал национальным героем. Ежегодно 27 марта он празднует это событие. Выпекая торт в форме F-117 в своей пекарне.
F-117 в 2008 году сняли с вооружения. Произошло ли это из-за того, что миф его неуязвимости был развеян старой советской системой, сказать сейчас трудно. Официально Пентагон вдруг решил, что самолет очень дорогой. К тому же пролетит ли он теперь над Красной площадью - "бабушка надвое сказала"... И власти свернули финансирование.
История лишний раз доказывает, что самую совершенную военную технологию можно одолеть. Если захотеть. А еще - имея под рукой старую добрую советскую технику...
Подписаться на технические драмы в Телеге
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Тогда еще летал Стелс. Как сбивали самолет-"невидимку" в Югославии?.