В этой статье мы продолжаем изучать мнение немецких летчиков о советской авиатехнике, захваченной в годы войны. На этот раз речь пойдет о впечатлениях летчика-испытателя Люфтваффе Ганса-Вернера Лерхе от знакомства с новейшим советским истребителем Як-3, который попал в руки немцев в январе 1945 года.

Трофейный "Як-3" с немецкими опознавательными знаками.
Захват нового противника
В начале января 1945 года, во время крупного советского наступления в Восточной Пруссии, немецким войскам удалось захватить неповрежденный истребитель Як-3. Самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Гросс-Шиманнен. Для испытательного центра Люфтваффе в Рехлине это была ценная находка, так как о новом советском истребителе ходили легенды: он считался значительно легче и маневреннее своего предшественника Як-9, особенно на малых и средних высотах.
Трудная дорога к трофею
11 января Лерхе вместе с инженером отправился в непростую поездку на захваченный аэродром. Путешествие в неотапливаемом поезде под постоянной угрозой авианалетов было тяжелым испытанием. Однако цель того стоила. Прибыв на место, летчик сразу оценил компактные размеры и отличное качество изготовления самолета. Особое впечатление произвела тщательно обработанная фанера крыла. Снаряженная масса Як-3 составляла всего около 2,5 тонн, что сулило выдающиеся летные характеристики.

Летчик изучает кабину пилота Як-3.
Первое знакомство и вылет
Осмотр самолета на земле выявил как достоинства, так и потенциальные сложности. Лерхе отметил широкую колею шасси и их уборку в фюзеляж, что улучшало аэродинамику. Однако трапециевидная форма крыла с малым углом скоса на законцовках указывала на риск срыва потока и потери управления на больших углах атаки. Из-за оживленного воздушного движения первый вылет удалось совершить только на следующий день. Взлет требовал предельного внимания, а обзор вперед при рулежке был ограничен массивным двигателем. Зато в воздухе самолет оказался невероятно чутким к движениям ручки и педалей.
Проблемы с пневмосистемой и возвращение в Рехлин
Первый перелет на аэродром Меркиш Фридланд выявил серьезную проблему: давление в пневмосистеме, отвечавшей за выпуск шасси, закрылков и работу тормозов, стало падать. Посадка прошла неустойчиво, а руление стало рискованным. Небольшую утечку воздуха удалось обнаружить и устранить с помощью мыльного раствора, но этот ремонт отложил возвращение.
Обратите внимание: Ту-154 Люфтваффе столкнулся с американским транспортником.
Лишь 13 января, в плохую погоду и без необходимого приборного оборудования, Лерхе рискнул вылететь в Рехлин. Полет прошел успешно, давление в системе держалось стабильно, и советский истребитель был благополучно доставлен для детального изучения.Демонстрация Герингу и профессиональная оценка
В Рехлине специалисты высоко оценили технологичность конструкции, особенно легко ремонтируемое фанерное крыло. Однако планы испытаний нарушил личный приказ: рейхсмаршал Герман Геринг пожелал увидеть трофей. На аэродроме Ораниенбург Лерхе, стоя в парадной форме у самолета, докладывал высокому начальству. Его оценка была прямой и профессиональной: благодаря малому весу, отличной аэродинамике и мощному двигателю, Як-3 на малых высотах должен превосходить немецкие Bf 109 и Fw 190 в скороподъемности и маневре. При этом он честно указал на недостатки высотных характеристик из-за мотора. Лерхе отметил, что Геринг и его свита мало интересовались техническими деталями, а сам рейхсмаршал производил впечатление человека, чья власть и влияние уже сошли на нет.

Як-3 с нанесенными немецкими крестами — редкий кадр военной истории.
Власть Геринга была к тому времени уже сильно ограничена. И я определенно не хотел бы находиться на его месте.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Як-3 на службе Люфтваффе.