"Вы никогда отсюда не уедете" Как немцы угнали Ан-24 в Турцию

Воскресным утром 7 ноября 1982 года пассажирский Ан-24Б с бортовым номером СССР-47786 выполнял внутренний рейс по маршруту: Краснодар - Новороссийск - Одесса.

Тот самый борт. Автор: Анастасия Юшкевич. Источник: https://russianplanes.net/id169015

Экипаж состоял из пяти человек: командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, бортинженера и стюардессы. После получасового полёта и посадки в Новороссийске была произведена дозаправка. Перед взлётом в самолёте находилось 43 пассажира, причём 36 из них были женщины. Большинство из них были супругами моряков, чьё судно стояло на разгрузке в Новороссийске. До Одессы самолёту предстояло преодолеть почти 600 километров.

В 10:40 Ан-24 оторвался от ВПП Новороссийска и лёг курсом на Одессу. Через полчаса из кабины пилотов вышел бортинженер для стандартного осмотра салона. Он не спеша двигался в хвостовую часть. Тут стоит отметить, что на то время каждому члену экипажа пассажирских самолётов выдавалось в полёт табельное оружие из-за участившихся случаев угона. Это был обычный пистолет Макарова, но его бортинженер оставил в кабине.

За идущим по салону бортинженером внимательно следили трое парней, которые сидели в пятом ряду. Как только он скрылся за занавеской служебного помещения в хвосте самолёта, они вскочили и бросились к двери в кабину...

Салон Ан-24

Это были 3 брата: Виталий, Борис Шмидты и Артур Шуллер (тоже их брат, но двоюродный) которым было 27, 20 и 23 года соответственно. Самый старший работал электриком, а остальные шофёрами в городе Абинске Краснодарского края. Все они являлись этническими немцами и с 1978 по 1982 год подавали официальные заявления в отдел виз и регистрации (ОВИР), чтобы легально эмигрировать в ФРГ. Но каждый раз получали отказ на выезд из СССР без объяснения причины. После крайнего отказа они решили обратиться в центральный отдел ОВИР Краснодара, где получили следующий ответ от начальника: «Вы никогда отсюда не уедете. Работайте и оправдайте наше доверие». После этого они начали готовиться к угону самолёта в Турцию, для чего неоднократно летали рейсами «Аэрофлота» вдоль побережья Чёрного моря.

Как только стюардесса увидела, что три пассажира пытаются проникнуть в кабину, она громко закричала: «Туда нельзя!!!». На шум тут же поспешил бортинженер. Увидев подходящего сзади члена экипажа, самый старший из братьев кинулся на него с ножом. Возле центрального прохода в кресле сидел 59-летний судомеханик Иван Дмитриевич Средний, который попытался заблокировать удар ножом своей правой рукой. Поскольку пассажир был пристёгнут, полностью остановить удар не удалось: лезвие прошло по руке, поранив её. Но благодаря этому, нож попал не в сердце бортинженеру, а в лёгкое.

Раненый бортинженер схватил нападавшего и между ними завязалась потасовка. И тут Виталий Шмидт скомандовал своему младшему брату: «Боря, стреляй!». Борис Шмидт достал мелкокалиберный пугач, выстрелил в область лица бортинженера и они вместе с угонщиком упали на пассажиров.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Несмотря на одно огнестрельное ранение и десять ножевых, бортинженер сумел вырваться и побежал в туалет. По дороге он получил ещё три удара ножом в спину, но всё-таки сумел запереться в уборной, где через минуту потерял сознание от потери крови.

Поняв, что бортинженера уже не достать, угонщики схватили стюардессу и потащили её к кабине, чтобы она открыла им дверь. Через несколько минут безуспешных попыток проникнуть к пилотам, они связались с командиром по переговорному устройству и приказали лететь в Турцию. В противном случае угонщики пригрозили взорвать воздушное судно. В руках у них был чёрный пакет с чем-то тяжёлым внутри. Впоследствии выяснится, что там был обычный радиоприёмник.

Кабина Ан-24

КВС передал информацию о ситуации на борту наземным службам и там стали думать как поступить дальше. Сперва было предложено лететь в Крым, но угонщики быстро поняли, что самолёт летит не туда, так как они ранее не раз летали этим маршрутом и научились ориентироваться по солнцу. Вдобавок у них были ручные компасы. Угрожая взрывом, они вынудили экипаж развернуть самолёт на юг прямо к побережью Турции. Командир принял решение занять высоту 900 метров, чтобы при взрыве быть ближе к поверхности.

В это время для перехвата пассажирского Ан-24Б было поднято звено МиГ-25. Но из-за неверного эшелонирования (им был дан приказ осуществлять поиск цели на 9000 метрах) они смогли идентифицировать только летевший в сторону Одессы Ту-134. По неподтверждённым данным все дивизионы ПВО Крыма в тот день получили команду сбить советский Ан-24, но он так и не был выполнен. После того как высшее руководство СССР узнало, что самолёт хотят угнать не шпионы и террористы, а обычные советские граждане, Л.И. Брежнев приказал не трогать борт.

МиГ-25

Около 17:00 самолёт приземлился на американской военной базе близ города Синоп в Турции, всего лишь с 300 литрами керосина. Самого младшего брата, Бориса, угонщики отправили на “экскурсию” в город с прибывшими военными, дабы он убедился, что это действительно Турция. А раненых бортинженера и пассажира отдали в руки медиков.

Вечером 8-го ноября, при содействии советских представителей, всех, включая и раненых, тем же самолётом под управлением того же экипажа отправили в Одессу. Естественно кроме троих перебежчиков.

В том же месяце весь экипаж был подвергнут очень жёсткой критике за тот факт, что повиновались угонщикам и испортили «важные политические мероприятия» по случаю 65-й годовщины Октября. Бортинженеру в вину ставили то, что он вышел в салон без пистолета, а затем не смог справиться с двумя вооружёнными преступниками. Стюардессу обвинили в том, что по связи она крикнула командиру про угонщиков, не назвав при этом их число, а также не стала оказывать сопротивления и не уточняла, что на самом деле был за предмет в пакете, который угонщики выдавали за бомбу. По итогу «разборов полётов» весь экипаж получил выговоры с лишением премии. Но позже командир Краснодарского объединённого авиаотряда выплатил экипажу отнятые премии.

Турецкий суд осудил угонщиков летом 1983 года. Все три брата получили по 9 лет лишения свободы за несанкционированное проникновение в страну. А вот за угон воздушного судна никакие обвинения им не предъявлялись! Уже в ноябре 1985 года все трое получили западногерманское гражданство, а в апреле 1986 года были досрочно освобождены. Они сразу перебрались в ФРГ и поселились в городе рядом со Штутгартом.

Борт СССР-47786 летал в авиакомпании «Полярные авиалинии», пока 29 октября 2004 года не был списан «по износу».

Расследования авиакатастроф в Телеграм:

https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Вы никогда отсюда не уедете" Как немцы угнали Ан-24 в Турцию.