Первая часть – здесь: Двигатель регионального лайнера СССР – Як-40

Там мы добрались до турбины высокого давления (ТВД). Это первое, что встречают горячие газы на выходе из камеры сгорания. Чтобы они влетали в лопатки ротора под нужным углом – перед роторными лопатками стоят статорные, они же направляющие, они же сопловой аппарат. Вот они, показаны стрелкой:

Они охлаждаемые – продуваются изнутри воздухом. Надо раскромсать одну:

Статорные лопатки ТВД уложены, по краям поставлены распиленные, теперь можно ставить и рабочее колесо:

За турбиной высокого давления стоит турбина низкого (ТНД).
Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.
Она 2-ступенчатая – два ряда статорных лопаток (рыжие) и два диска ротора с рабочими лопатками (синие):
Вот корпус ТНД со статорными лопатками и одним колесом, которое не вынуть, пока не разобран статор:

От ТНД через полдвигателя тянется длинный соединительный вал вперёд, к компрессору высокого давления:

Его тоже надо прорезать в нескольких местах, чтобы было видно, что он полый и внутри проходит стяжной болт. А вал титановый, режется весело, даже от диска по нержавейке быстро остаются «одни шпангоуты»:

Вот он в сборе с валом ТНД, в окне по центру видны шлицы вала ТНД, через которые крутящий момент передаётся соединительному валу:

К корпусу ТНД сзади крепится задняя опора турбины, плавно переходящая в сопло:

На заднем торце вала ТНД стоят 2/3 роликоподшипника – внутренняя обойма с роликами в сепараторе:

А ближе к переднему концу стоит межвальный подшипник (МВП), через него на турбину низкого давления опирается турбина высокого. Смазка к нему подаётся через трубку внутри вала. Чтобы показать её – режу вад, вот он уже разрезанный и вставленный в опору, стрелкой показано отверстие подачи масла к МВП:

А вот на вал уже натянуты графитовые уплотнения, внутренняя обойма МВП и всё это стянуто гайкой (медного цвета, слева на валу):

Все части двигателя порезаны и готовы к сборке, вот слева стоит ротор низкого давления, справа – ротор высокого с разделительным корпусом и камерой сгорания:

На разделительный корпус ставится компрессор низкого давления:

Следом на ротор КНД ступень за ступенью ставится статор:

КНД и ТНД стягиваются тем самым длиннющим болтом:

Теперь можно поставить приводы агрегатов:

Коробка приводов отлита в разделительном корпусе снизу:

Надо сделать вырезы и на корпусе, и на крышках, вот одна из крышек с валиками, уже порезанная, как видим:

А это один из агрегатов – воздушный стартёр СВ-25:

Он работает на сжатом воздухе от вспомогательного турбоагрегата, от компрессора другого уже работающего двигателя или от установки воздушного запуска (УВЗ):

Обороты этой маленькой алюминиевой турбины огромные, поэтому в стартёр встроен планетарный редуктор, как в шуруповёрте. Стартёр порезан и собран:

Как устроены топливные и масляные агрегаты, как поэтапно собирались роторы и подшипники, как закреплены лопатки в колёсах – в полном цикле на Дзене, там 17 статей:
https://dzen.ru/a/ZLgQROfDfUBx9J65
А здесь напоследок: компрессор высокого давления с горящей подсветкой ресиверов перепуска воздуха:

И сам Як-40, на котором стоят такие двигатели:

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Двигатель регионального лайнера СССР – Як-40. Вторая часть.