В истории авиации есть обычные самолеты, а есть настоящие легенды. Первые быстро сходят со сцены, а вторые на десятилетия определяют облик воздушных сил целых государств. Истребитель Су-27, безусловно, относится ко второй категории — это уникальное явление, эталон эффективности и долголетия. Его прямые наследники, Су-30 и Су-35, продолжают нести службу, причем последний только раскрывает свой потенциал.

Многие достойные машины, такие как американский F-106 Delta Dart или шведский J.35 Draken, сегодня известны лишь узким специалистам. Их век оказался недолог. Су-27 же доказал, что может десятилетиями оставаться на переднем крае, постоянно развиваясь и адаптируясь к новым вызовам.

Почему юбилей — двойной?
История принятия Су-27 на вооружение имеет интересный нюанс, который и позволяет говорить о двойной круглой дате. Официально это произошло 23 августа 1990 года, после устранения всех основных замечаний по итогам испытаний. Таким образом, с момента формального принятия на вооружение прошло 35 лет.
Однако фактическая эксплуатация самолета началась гораздо раньше. Уже с 1985 года, то есть за пять лет до официального приказа, Су-27 массово поступал в строевые части. Причем сразу в двух версиях: Су-27С (серийный) для ВВС и Су-27П (перехватчик) для авиации ПВО. Последний имел упрощенный комплект бортового радиоэлектронного оборудования и был «чистым» истребителем, не предназначенным для ударов по наземным целям.

Самолет, который мог не появиться
Любопытно, что легендарного истребителя могло и не быть. К началу 1970-х годов ОКБ Павла Сухого было перегружено работой: шли испытания будущего фронтового бомбардировщика Су-24, готовился к полетам стратегический ракетоносец Т-4, велись работы по модернизации Су-15 и Су-17, проектировались Т-4МС, штурмовик Су-25 и беспилотник «Коршун». Только под серьезным давлением министерства в 1971 году Сухой дал команду начать проектирование перспективного фронтового истребителя, получившего шифр Т-10.

Новый самолет изначально задумывался как «анти-F-15» — ответ на американскую программу создания истребителя нового поколения. Конкурс на этот проект вели три конструкторских бюро: Сухого, Микояна и Яковлева. Проекты Яковлева были отклонены, а между будущими МиГ-29 и Су-27 развернулась жесткая конкурентная борьба. В итоге было принято мудрое решение разделить программу на две: тяжелый фронтовой истребитель (Су-27) и легкий фронтовой истребитель (МиГ-29) с максимальной унификацией по системам и вооружению. Это решение определило лицо советской, а затем и российской истребительной авиации на десятилетия вперед.

Революционные решения конструкторов
Первые эскизы Т-10 появились еще осенью 1969 года. Конструкторы во главе с Владимиром Антоновым, Олегом Самойловичем и Владимиром Николаенко заложили в машину несколько революционных решений.
Главным из них стала интегральная аэродинамическая компоновка: планер выполнялся как единый несущий корпус с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Это напоминало автомобильный подход: к центральному корпусу спереди крепилась «голова» с кабиной и РЛС, а сзади — две гондолы двигателей. Такая схема обеспечила выдающиеся аэродинамические качества и огромные внутренние объемы для топлива и оборудования.
Второй ключевой особенностью стала продольная статическая неустойчивость на дозвуковых скоростях. Самолет был нестабилен в полете, что потребовало создания автоматической электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Эта сложность окупилась сторицей: Су-27 получил феноменальную маневренность, недоступную самолетам классических схем, и большую дальность полета без подвесных баков.

Прототип Су-27, возможно, выглядел не так элегантно, как современные машины, но его характеристики впечатляли: скорость до 2.3 Маха, дальность 3530 км, боевая нагрузка 7000 кг и десять узлов подвески.
Боевое крещение и путь к славе
Появление Су-27 стало неприятным сюрпризом для заокеанских конкурентов, привыкших к превосходству в небе. Советский истребитель тяжелого класса, взлетевший на пять лет позже F-15, быстро доказал, что «раньше» не значит «лучше». Он завоевал сердца и бюджеты самых требовательных покупателей по всему миру, став самым продаваемым тяжелым истребителем рубежа веков.
Любопытно, что его «младший брат» МиГ-29, развивавшийся параллельно, прошел жизненный цикл значительно быстрее, раньше устарел и не достиг такой популярности, несмотря на неплохие продажи.

Ирония судьбы заключается в том, что первыми боевыми трофеями Су-27 стали именно МиГ-29. Это произошло во время эфиопо-эритрейского конфликта 1998-2000 годов. ВВС Эфиопии располагали Су-27, а Эритреи — МиГ-29. В воздушных боях февраля 1999 года эфиопские летчики на Су-27 одержали несколько побед, сбив МиГи ракетами Р-27 и захватив полное господство в воздухе. Так началась славная боевая история самолета и всей его семейства: Су-30, Су-33, Су-34 и Су-35.

Секрет долголетия: гибкость и потенциал
Вопрос об актуальности платформы Су-27 сегодня даже не стоит. Его прямое продолжение, Су-35, считается одним из самых эффективных истребителей современности. Американские конкуренты, F-15 и F-16, также проходят глубокую модернизацию, подтверждая, что удачная боевая платформа может служить десятилетиями.
Главный секрет долголетия Су-27 — заложенные в его конструкцию гибкость и огромный модернизационный потенциал. Нужно убрать воздушный тормоз? Не проблема. Добавить переднее горизонтальное оперение для улучшения маневренности? Легко. Убрать его на следующей модификации (как на Су-35)? Тоже возможно. Эта адаптивность позволила создать целое семейство самолетов, внешне и по возможностям сильно отличающихся от прародителя.

Современное лицо ветерана: Су-27СМ3
Несмотря на появление Су-34 и Су-35, оригинальный Су-27 не спешит на покой. На смену ему приходит глубокая модернизация — Су-27СМ3. Усиленный планер позволяет увеличить взлетный вес на три тонны, добавить два узла подвески и установить новые двигатели АЛ-31Ф-М1 с увеличенной тягой и ресурсом. Кабина стала полностью «стеклянной» с четырьмя многофункциональными дисплеями, заменившими 13 стрелочных приборов. Обновленное БРЭО позволяет применять самые современные виды вооружения, включая ракеты Р-77.
Сегодня Су-27СМ3 — это полноценный многофункциональный истребитель, способный одинаково эффективно бороться с воздушными целями и наносить удары по наземным и морским объектам.

Взгляд в будущее
В строю Воздушно-космических сил и морской авиации России сегодня находится более сотни Су-27 различных модификаций. Часть из них уже прошла модернизацию, а остальные, вероятно, будут заменены на более современные Су-35 или перспективные Су-57. Однако текущая оперативная обстановка отодвигает эти планы — надежные и проверенные машины крайне востребованы.
Совершенно очевидно, что Су-27 спокойно доживет до своего 40-45-летия в строю. И отнюдь не в роли устаревшего ветерана, а в качестве грозной боевой единицы, способной дать отпор любому современному «Орлу» или «Соколу». Это ли не лучшее доказательство гениальности конструкторской школы Павла Осиповича Сухого и всего его коллектива.
утащил, как обычно, здесь
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Су-27: двойной юбилей в преддверии третьего с дальнейшей перспективой.