Рейс в тумане
16 января 2017 года грузовой самолет Boeing 747 авиакомпании Turkish Airlines, выполнявший рейс из Гонконга в Стамбул, совершил промежуточную посадку для дозаправки и смены экипажа в аэропорту Манас (Бишкек). На его борту находилось 85,5 тонн бытовой электроники.

Та же доска
Весь персонал
Опытный, но неподготовленный экипаж
Экипаж состоял из четырех человек: командира, второго пилота, бортпроводника и авиатехника. Командир воздушного судна, 59-летний бывший военный летчик, имел общий налет более 10 тысяч часов. Несмотря на значительный опыт, его знакомство с аэропортом Манас было минимальным — всего две предыдущие посадки. Второй пилот, также 59 лет, имел налет около 6 тысяч часов. Оба пилота были опытными, но недостаточно хорошо знали специфику захода на посадку в Бишкеке, что стало одним из ключевых факторов риска.
Роковое стечение обстоятельств
На момент захода на посадку сложилась опасная комбинация факторов:
1. Сложные погодные условия: Чуйская долина была окутана плотным туманом, горизонтальная видимость падала до 550 метров, а вертикальная — до 30 метров.
2. Усталость экипажа: Рейс задержался на 2 часа, а с учетом пересечения часовых поясов общее рабочее время экипажа приблизилось к 12 часам. Физическая и психологическая усталость снижала бдительность и способность принимать решения.
3. Недостаток подготовки: Пилоты плохо знали схему захода на посадку в аэропорту назначения, что проявилось в их переговорах и непонимании указаний диспетчера.

Маршрут полета
Ошибки при заходе на посадку
Во время снижения экипаж допустил критическую ошибку, не выдержав заданную высоту. В результате самолет вошел в зону глиссады на 200 метров выше положенного, и автоматическая система не смогла корректно захватить сигнал посадочного маяка. Вместо этого бортовое оборудование на короткое время зафиксировало ложный сигнал глиссады, что привело к резкому и опасному снижению с вертикальной скоростью до 7 метров в секунду.
Несмотря на явные отклонения от безопасной траектории, пилоты не использовали альтернативные навигационные средства для контроля и не осознали серьезность ситуации. Они продолжили заход, полагаясь на ошибочные показания автоматики.

Я нахожусь в одном самолете с другой авиакомпанией
Запоздалое решение и катастрофа
Самолет пролетел над всей взлетно-посадочной полосой длиной 4204 метра, так и не коснувшись земли. Только на высоте около 30 метров, в густом тумане, командир наконец принял решение об уходе на второй круг. Однако драгоценное время было упущено. Режим ухода на второй круг (TO/GA) был активирован лишь на высоте 18 метров, когда для безопасного маневра уже не оставалось ни высоты, ни расстояния.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Самолет столкнулся с землей в 930 метрах от торца ВПП, имея скорость 305 км/ч. После первого удара он, разрушаясь, пронесся через дачный поселок «Дача-Су», задевая строения крылом и двигателями. Фюзеляж разломился, начался сильный пожар из-за утечки топлива.

Место катастрофы

Место катастрофы
Трагические последствия
Катастрофа унесла жизни всех четырех членов экипажа. На земле погибли 34 жителя поселка, один из пострадавших скончался позднее в больнице. Еще 37 человек получили ранения. Было полностью или частично разрушено 38 жилых строений. Эта авария стала одной из самых масштабных в истории гражданской авиации Кыргызстана.
Выводы расследования
Официальное расследование установило, что причиной катастрофы стала совокупность факторов, главным из которых была ошибка экипажа. Пилоты:
- Не проконтролировали положение самолета относительно глиссады при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
- Не распознали захват ложной глиссады автоматической системой.
- Не приняли своевременного решения об уходе на второй круг, хотя обсуждали эту возможность ранее.
- Действовали в условиях сильной усталости и стресса, что снизило качество их работы.
К этому добавились недостаточная подготовка к полетам в конкретный аэропорт, сложные погодные условия и особенности работы бортового оборудования, которое в данной ситуации выдало ошибочные данные.

Место катастрофы

Место катастрофы

Место катастрофы
Трагедия в Бишкеке — суровое напоминание о том, что в авиации безопасность зависит от множества факторов: безупречных действий экипажа, тщательной подготовки к полетам, управления усталостью и надежной работы всех систем. Нарушение даже одного из этих элементов может привести к необратимым последствиям.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Рейс Самолет Аэропорт Пилот Бишкек Боинг 747 Гражданская авиация Крушение Кыргызстан Длинный пост 34Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Мы уходим на второй круг, брат" Крушение турецкого Боинга 747 в Бишкеке.