Чудо в тумане: Нелепая авария польского самолета Ан-24, закончившаяся счастливым спасением

24 января 1969 года пассажирский самолет Ан-24Б авиакомпании LOT Polish Airlines вылетел из варшавского аэропорта Окенче (ныне имени Шопена) во Вроцлав, в аэропорт Страховице. Расстояние между городами — чуть более 300 километров. Запаса топлива на три часа полета с лихвой хватало для выполнения рейса, включая возможность ухода на запасной аэродром или повторного захода на посадку.

Экипаж и начало полета

На борту воздушного судна находились четыре члена экипажа: командир, второй пилот, бортинженер и стюардессы. В салоне разместились 44 пассажира и одна собака. Вылет состоялся в 16:35 по местному времени. Первая часть полета проходила в штатном режиме. За десять минут до подхода к аэродрому назначения экипаж получил разрешение снизиться с 4500 до 1500 метров и доложить о прохождении радиомаяка.

Пассажирский самолет Ан-24

Роковое решение в условиях тумана

В 17:22 пилоты доложили о захвате сигнала радиомаяка. Диспетчер передал им актуальные погодные условия: нижняя граница облаков — 150 метров, туман и дымка, видимость — 1600 метров. Когда самолет начал снижение на радиомаяк дальнего привода (LN), диспетчер сообщил об ухудшении видимости до 800 метров. Несмотря на то, что установленный минимум для аэропорта Страховице составлял 1100 метров, командир принял решение продолжить заход на посадку.

Приближаясь к маркеру, командир отдал приказ убрать тягу двигателей. Самолет вошел в густой туман. Экипаж пролетел над дальним приводным радиомаяком на опасно низкой высоте — 50–60 метров вместо предписанных 225. Как выяснилось позже, видимость в этот момент не превышала 400 метров, а до начала взлетно-посадочной полосы оставалось более пяти километров. На высоте 30 метров бортинженер предупредил командира, но резкий подъем штурвала уже не мог компенсировать высокую вертикальную скорость снижения.

Схема полета и места столкновений

Цепь столкновений и невероятная посадка

На удалении 700 метров от ВПП и на высоте около 10 метров правая консоль крыла врезалась в дерево. От удара отлетел трехметровый фрагмент обшивки, самолет накренился вправо и продолжил падение. Пролетев 145 метров от первого столкновения, лайнер коснулся земли концом правого крыла под углом крена более 45 градусов и начал оставлять в грунте глубокую борозду.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Следователи позже установили, что длина этой борозды составила 41 метр.

Экипажу чудом удалось выровнять самолет, но аэродинамика снова накренила его вправо, и крыло начало разрушаться. В 350 метрах от первого дерева самолет зацепил и оборвал высоковольтную линию электропередачи напряжением 30 кВ. Пролетая над железнодорожными путями, он также оборвал контактные провода и кабели связи.

Столкновение с ЛЭП погасило часть скорости. Пройдя еще 141 метр, самолет уперся в 70-сантиметровую насыпь, развернулся на 180 градусов и окончательно остановился посреди дороги, почти на ее осевой линии, в 3,5 километрах от торца взлетно-посадочной полосы.

Место окончательной остановки самолета

Невероятное спасение

Самое удивительное в этой истории — минимальные последствия. Легкие травмы получили только два пилота и один пассажир. Пассажир поранился, пытаясь выбраться через разбитое окно. Все остальные люди на борту, включая бортпроводников и даже собаку, не пострадали физически, отделавшись сильным стрессом.

Поврежденный самолет на месте аварии

Поскольку дверь в кабину пилотов заклинило, командир и второй пилот покинули свои места через правое окно кабины. Бортинженер выбрался через аварийный люк и остался на двигателе, пока пилоты пробирались к основному выходу, чтобы помочь стюардессам в эвакуации пассажиров.

Эвакуация пассажиров после аварии

Выводы расследования

Следственная комиссия не обнаружила никаких технических неисправностей или отказов систем самолета. Экипаж также подтвердил, что до столкновения с деревьями все оборудование работало штатно.

Польские следователи пришли к выводу, что причиной аварии стали действия командира воздушного судна. Он продолжил заход на посадку в условиях, не соответствующих установленным минимумам аэропорта, и не смог должным образом контролировать высоту полета, из-за чего самолет прошел над радиомаяком на критически низкой высоте. Второй пилот, в свою очередь, не предпринял попыток вмешаться или оспорить ошибочное решение командира.

В итоге, никаких глобальных рекомендаций для авиационной отрасли выработано не было. Командир экипажа лишился летной лицензии.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданский самолет Авиация Аэропорт Пилот Полет Польша Советский Ан-24 Длинная колонна 5

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Чудо в тумане" Нелепая авария польского самолета.