В апреле 2013 года произошла трагическая авиакатастрофа, наглядно демонстрирующая, как даже в отлаженной военной логистике человеческая ошибка и пренебрежение процедурами могут привести к фатальным последствиям. Грузовой самолет Boeing 747-428BCF, перевозивший тяжёлую бронетехнику, потерпел крушение вскоре после взлёта с авиабазы Баграм в Афганистане. Расследование показало, что коренной причиной трагедии стала неправильная погрузка и крепление груза.
Рейс с опасным грузом
29 апреля 2013 года самолёт авиакомпании National Airlines с семью членами экипажа на борту выполнял рейс из афганского Кэмп Бастьен в Дубай с промежуточной посадкой на базе Баграм. На его борту находился нестандартный и чрезвычайно тяжёлый груз — пять бронированных машин общим весом около 94 тонн: два 12-тонных вездехода M-ATV (MRAP) и три 18-тонных бронетранспортёра Cougar. Это была первая в практике авиакомпании попытка перевезти сразу пять таких единиц техники.

Для перевозки столь массивной техники, не помещавшейся в стандартные стеллажи, использовались специальные поддоны. Транспортные средства крепились к ним с помощью множества кабельных стяжек (ремней), каждая из которых была рассчитана на нагрузку до 2300 кг. Согласно инструкции, каждый M-ATV должен был быть закреплён 24 ремнями, а каждый Cougar — 26. Однако, как выяснилось позже, использованные методы крепления в корне противоречили рекомендациям производителя самолёта и грузового оборудования, которые допускали безопасную перевозку лишь одного автомобиля типа MRAP, но не пяти.

Противоминная защита от засад

Кугуар
Тревожные признаки и роковое решение
Первый отрезок пути из Кэмп Бастьен в Баграм уже прошёл с проблемами. Во время посадки экипаж обнаружил, что один из крепёжных тросов лопнул, а натяжение остальных ослабло. Второй пилот отметил, что «все ремни, препятствовавшие движению назад, были ослаблены». Командир экипажа выразил серьёзную озабоченность, заявив: «Это ужасно... Такая тяжелая штука без замка... Мне это не нравится». Он потребовал не просто заменить трос, но и усилить крепление. Несмотря на эти тревожные сигналы, указывавшие на принципиально неверный метод погрузки, экипаж после обсуждения не принял радикальных мер, таких как разгрузка и пересмотр схемы крепления. Груз был перетянут, и самолёт продолжил подготовку к вылету в Дубай.

Та же доска
Катастрофа
После дозаправки в Баграме самолёт начал взлёт. Примерно через полминуты после отрыва от земли, на высоте около 400 метров, произошла катастрофа. Записи с видеорегистраторов проезжавших машин запечатлели, как Boeing 747, набрав высоту, внезапно замедлился, накренился вправо и, с ревом работающих на полную мощность двигателей, рухнул на землю в 200 метрах от конца ВПП. Все семь человек на борту погибли.

Загрузка графика
после дозаправки самолет направился к взлетно-посадочной полосе и начал взлет. Бортовой речевой самописец зафиксировал, что обязанности в кабине были распределены стандартным образом: второй пилот выполнял задачу взлета (пилот управлял самолетом), а командир наблюдал за маневрами полета (пилот контролировал).
Обратите внимание: Чудом выжившие. Крушение в Андах.
Второй пилот подтвердил разрешение на взлет. Через минуту командир дал команду на взлет: «Поднять колеса», а через шесть секунд сказал: «Набор высоты положительный». Второй пилот сказал: «Уберите шасси», и запись закончилась через 2 секунды, за полминуты до крушения.Причины и выводы расследования
Тщательное расследование, проведённое Национальным советом по безопасности на транспорте (NTSB), установило точную цепочку событий. Вскоре после взлёта один из тяжёлых бронеавтомобилей MRAP, ненадёжно закреплённый, сорвался с места и с огромной силой двинулся назад. Он пробил кормовой гермошпангоут фюзеляжа — критически важный элемент конструкции.

Место катастрофы
Это привело к разрушению двух гидравлических систем и приводов управления горизонтальным стабилизатором, что означало полную и мгновенную потерю управления по тангажу (подъёмом и снижением носа). Пилоты физически не могли предотвратить падение.

Хвостовой герметичный шпангоут Boeing 747
Основной причиной катастрофы были признаны ненадлежащие процедуры авиакомпании National Airlines для крепления нестандартных грузов. Расследование выявило целый ряд нарушений:
- Игнорирование предельных весовых ограничений и инструкций производителя самолёта.
- Недостаточная подготовка и квалификация специалистов по погрузке для работы с таким специфическим грузом.
- Неверная оценка экипажем серьёзности ситуации после первого рейса, когда груз уже сместился. Тревожный сигнал был воспринят как локальная неисправность, а не как симптом фатальной ошибки в самой концепции крепления.

Обломки противоминного автомобиля с защитой от засад
Кроме того, NTSB отметила системный фактор: недостаточный надзор со стороны Федерального управления гражданской авиации (FAA). Регулятор не обеспечил соответствия правил авиакомпаний инструкциям производителей, а проверки в таких сложных регионах, как Афганистан, были нерегулярными и неэффективными.
Эта трагедия стала суровым уроком о важствии неукоснительного следования инструкциям, адекватной оценки рисков и необходимости жёсткого регулирования в авиационных перевозках, особенно когда речь идёт о нестандартных и опасных грузах.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская авиация Рейс Самолет Аэропорт Соединенные Штаты Афганистан Авиакатастрофа Видео Видео VK Короткое видео Длинный пост 47Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Неправильно загрузили. Крушение Боинга 747 в Афганистане.