
История легкого самолета Ил-103 берет свое начало в 1988 году, когда в СССР был объявлен конкурс на разработку машины для первоначального обучения летчиков. Инициаторами проекта выступила группа молодых инженеров ОКБ имени С.В. Ильюшина под руководством А.В. Пупкова. Их начинание получило одобрение главного конструктора Г.В. Новожелова. Изначально самолет задумывался как учебный, однако в ходе проектирования концепция была пересмотрена, и техническое задание расширили, что открыло перед конструкторами широкие возможности для творческого поиска оптимальной аэродинамической схемы и компоновки.


Конкурс проектов и расширение функционала
Важным условием конкурса было требование к простоте технологии и низкой трудоемкости производства, что указывало на планы по крупносерийному выпуску. Защита проектов была назначена на октябрь 1988 года. На конкурс поступили сотни разнообразных предложений: от самолетов с деревянной конструкцией до цельнометаллических, оснащенных двигателями от мотоциклов, автомобилей «Жигули» и даже небольшими турбореактивными установками. Экспертное жюри отобрало 21 наиболее перспективный проект, включая разработку ильюшинцев. Привлечение высококлассных специалистов бюро позволило провести масштабные исследования аэродинамики, протестировав несколько вариантов моделей в аэродинамических трубах. Особое внимание уделялось удобству технического обслуживания в эксплуатации. Для повышения коммерческой привлекательности было принято стратегическое решение создать не только учебную, но и 4-5-местную пассажирскую версию.


Ключевой выбор: двигатель и сотрудничество
Одной из главных задач при создании Ил-103 стал выбор силовой установки. Главный конструктор Г.В. Новожелов настаивал на установке надежного авиационного двигателя. В условиях отсутствия в СССР современных поршневых моторов воздушного охлаждения нужной мощности выбор пал на американский двигатель Teledyne Motors IO-360ES мощностью 210 л.с. Конструкторское бюро наладило прямое сотрудничество с американской компанией, которая открыла свое представительство в Москве, что решило вопросы поставок и сервисного обслуживания. Воздушный винт использовался стандартный — Hartzel диаметром 1,93 метра. Горизонтальное расположение цилиндров импортного двигателя органично вписалось в обводы самолета, придав ему изящный и обтекаемый силуэт. Самолет был спроектирован с возможностью установки как отечественного, так и зарубежного бортового радиоэлектронного оборудования.


Испытания, сертификация и международное признание
Первый полет опытного образца Ил-103 состоялся 17 мая 1994 года, машину поднял в небо летчик-испытатель И.И. Гудков. Высокие летные характеристики позволили быстро развернуть серийное производство на Луховицком авиационном заводе. Первый серийный экземпляр взлетел 30 января 1995 года. Самолет проходил испытания с участием многих известных пилотов, включая главкома ВВС России П.С. Дейнекина и американского летчика-сертификатора Джо Мисса. Все они отмечали отличную управляемость, предсказуемое поведение при сваливании (самолет опускал нос и начинал разгоняться, а не сваливался на крыло) и высокую надежность. Была продемонстрирована возможность посадки без использования рулей высоты, направления, закрылков и даже с неработающим двигателем. Важным конкурентным преимуществом Ил-103 перед западными аналогами, такими как Piper, стала способность выполнять фигуры высшего пилотажа. 15 февраля 1996 года самолет получил российский сертификат типа по нормам АП-23, а 9 декабря 1998 года — американский сертификат по стандарту FAR-23, что открыло ему путь на мировой рынок. На международной выставке инноваций «Эврика-95» в Брюсселе Ил-103 был удостоен золотой медали.


Многоцелевое применение
Благодаря своей универсальности Ил-103 нашел применение в самых разных сферах: в качестве воздушного такси, патрульного самолета для береговой охраны, платформы для научных исследований и мобильной лаборатории по мониторингу окружающей среды.

На сегодняшний день Ил-103 состоит на вооружении в качестве учебно-тренировочного самолета ВВС Перу и Южной Кореи. В Беларуси, Лаосе и России эти машины успешно используются в авиационных работах, например, в лесном хозяйстве.


Тактико-технические характеристики (ТТХ) Ил-103
- Первый полет: 17 мая 1994 г.
- Выпущено единиц: 66
- Экипаж: 1 человек
- Пассажировместимость: 3 человека
Габаритные размеры:
- Длина: 8 м
- Размах крыла: 10,56 м
- Высота: 3,135 м
- Площадь крыла: 14,71 м²
Массовые характеристики:
- Масса пустого: 900 кг
- Максимальная взлетная масса: 1310 кг
Летные данные:
- Максимальная скорость: 220 км/ч (ограничение Vne = 340 км/ч)
- Крейсерская скорость: 180 км/ч
- Практический потолок: 4000 м
[Мой] Малые самолеты гражданские самолеты самолетостроение длинная колонка 3Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ил-103.