Российский истребитель пятого поколения Су-57: разработка, характеристики и вооружение

Введение в программу ПАК ФА

Истребитель Су-57 представляет собой ключевой проект российской оборонной промышленности — первый в стране самолёт пятого поколения, создаваемый в рамках программы ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Эта машина не только закрывает текущие потребности Воздушно-космических сил, но и служит технологической платформой для разработки авиационных систем будущего.

История создания и эволюция

Работы над созданием российского истребителя нового поколения стартовали в 2001 году. Конструкторы опирались на богатое наследие, включающее опыт эксплуатации истребителя Су-27, а также наработки по экспериментальным проектам МиГ-1.44 и Су-47 «Беркут». Первый прототип Су-57 был представлен в 2024 году, после чего самолёт прошёл через серию глубоких модернизаций и испытаний.

Изначально первый полёт планировался на 2006-2007 годы, однако сложности разработки привели к переносу этого события на январь 2010 года. К серийному производству приступили в 2019 году, но темпы выпуска поначалу были невысокими: к концу 2021 года было построено лишь четыре машины, одна из которых, к сожалению, была потеряна в ходе испытаний.

Принятие на вооружение и планы

Первые серийные Су-57 начали поступать в войска в конце 2020 года. В соответствии с государственной программой вооружения, к 2027 году планируется поставить в Воздушно-космические силы России 76 таких истребителей, что существенно усилит потенциал дальней и фронтовой авиации.

Сетецентрические возможности и скрытность

Как и положено самолёту пятого поколения, Су-57 создавался с расчётом на интеграцию в единое информационное пространство. Он способен в реальном времени обмениваться данными с другими платформами, такими как истребители Су-35С, ударные беспилотники С-70 «Охотник» и самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Большая часть информации о его бортовых системах и радиолокационной заметности засекречена, что подчёркивает его стратегическое значение.

Конструктивные особенности планера

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме с цельным фюзеляжем. Кабина, как правило, одноместная, хотя рассматривается и вариант двухместной модификации для специальных задач. Конструкция фюзеляжа шириной 1.3-1.4 метра с разнесёнными гондолами двигателей и регулируемыми воздухозаборниками под ними обеспечивает не только высокие аэродинамические качества, но и возможности для размещения вооружения.

Одной из ключевых особенностей является наличие внутренних отсеков вооружения, что позволяет размещать ракеты внутри фюзеляжа. Это критически важно для сохранения малой радиолокационной заметности (технологии «стелс») при выполнении боевых задач. При этом в конструкции сознательно применены компромиссные решения: некоторые элементы, такие как законцовки крыла, могут увеличивать заметность, но это оправдано требованиями к манёвренности и прочности.

Силовая установка: от первой ступени к будущему

На текущих серийных машинах установлены двигатели АЛ-41Ф1, которые рассматриваются как «двигатели первой ступени». Они обеспечивают самолёту сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажа. Однако настоящий качественный скачок ожидается с внедрением перспективных двигателей «Изделие 30» (второй ступени), запланированным на 2025 год. Новые двигатели должны значительно улучшить малозаметность, тяговооружённость и общие лётные характеристики.

Мощное и разнообразное вооружение

Базовым стрелковым вооружением истребителя является 30-мм авиационная пушка 9-А1-4071К — глубокая модернизация проверенной ГШ-30-1. Су-57 обладает развитой системой подвески вооружения: 10 внутренних и 8 внешних узлов, что позволяет гибко формировать боевую нагрузку в зависимости от задачи, варьируя её от 1310 до 10000 кг.

Номенклатура управляемого ракетного вооружения впечатляет своим разнообразием и дальностью:

  • «Воздух-воздух»: ракеты малой (РВВ-МД), средней (РВВ-СД) и большой (РВВ-БД/Р-37М) дальности для завоевания превосходства в воздухе.
  • «Воздух-поверхность»: высокоточные ракеты Х-38 (малой дальности), Х-58УШК (для борьбы с РЛС) и Х-59МК (большой дальности) для поражения наземных и надводных целей.

Для точечных ударов по защищённым целям самолёт может нести корректируемые авиационные бомбы (КАБ) калибром 250, 500 и 1500 кг. В перспективе рассматривается возможность интеграции гиперзвукового оружия, что выведет боевые возможности истребителя на качественно новый уровень.

Боевое применение

Истребители Су-57 прошли проверку в реальных боевых условиях. По официальным данным, они применялись для нанесения ударов по наземным целям в Сирии, что подтверждается спутниковыми снимками. Также существуют неподтверждённые официально сообщения об участии этих машин в специальной военной операции на Украине, однако документальных свидетельств этого нет.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Габариты и масса:

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19.7 м, размах крыла: 14 м, высота: 4.8 м
  • Масса пустого: 18 500 кг, максимальная взлётная масса: 37 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 11 100 кг

Двигатели и тяга:

  • Тип: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ)
  • Текущая модель: 2 × АЛ-41Ф1 (тяга на форсаже: 2 × 15 000 кгс)
  • Перспективная модель: 2 × «Изделие 30» (тяга на форсаже: около 2 × 18 000 кгс)

Лётные данные:

  • Максимальная скорость: 2600 км/ч (выше 2 Махов)
  • Практическая дальность: до 4300 км (до 5500 км с подвесными баками)
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Длина разбега/пробега: около 350/100 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +10…+11 G

Боевая нагрузка (варианты):

  • Для воздушного боя: до 1620 кг во внутренних отсеках (например, 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД).
  • Для поражения наземных целей: до 4220 кг во внутренних отсеках (например, 8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД).

Су-57 — это не просто истребитель, а многофункциональный авиационный комплекс, олицетворяющий технологический прорыв России в области военной авиации. Он сочетает в себе малозаметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость, мощное вооружение и сетецентрические возможности, определяя облик воздушных сил на десятилетия вперёд.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Су-57.