История создания и ввода в строй
Разработка американского стратегического бомбардировщика B-2 Spirit, известного как «самолет-невидимка», стартовала с исследовательских работ по радиопоглощающим материалам в 1978 году. Первый прототип был построен спустя десять лет, в 1988 году, а свой дебютный полет машина совершила 17 июля 1989 года. На авиабазу Уайтмен в штате Миссури первый серийный B-2 прибыл в декабре 1993 года, а к концу 1995 года было сформировано первое полноценное боевое авиакрыло из двух эскадрилий. Всего к 2025 году планируется иметь в строю 20 таких самолетов.
Ограничения производства и роль в современной войне
Небольшое количество построенных бомбардировщиков (21 единица) объясняется их колоссальной стоимостью, превышающей 2 миллиарда долларов за штуку, а также изменением геополитической обстановки после окончания Холодной войны. Первоначальная роль ядерного сдерживания уступила место применению в качестве высокоточного обычного бомбардировщика, что было продемонстрировано во время операции против Югославии в 1999 году.
Технологии малозаметности (Stealth)
Главная особенность B-2 — комплексное снижение заметности для всех основных средств обнаружения: радиолокационных, инфракрасных, акустических и визуальных. Для этого применяется целый ряд решений:
- Конструкция и материалы: Фюзеляж выполнен по схеме «летающее крыло» из композитных материалов с сотовой структурой, включающей радиопоглощающие покрытия на основе оксида графита.
- Аэродинамика и форма: Отсутствие вертикального оперения, зубчатые задние кромки крыла и S-образные изогнутые воздухозаборники, скрывающие лопатки компрессоров двигателей от радаров.
- Эффективность: По оценкам, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) B-2 в сотни раз меньше, чем у бомбардировщика B-1B, и сравнима с ЭПР мелкой птицы. Это сокращает дальность его обнаружения системами ПВО более чем в 4 раза, создавая «слепые зоны» в радиолокационном поле.
Интересно, что, по словам военных, визуально обнаружить B-2 истребителю иногда проще, чем засечь его бортовыми радарами.
Конструкция и система управления
Аэродинамическая схема «летающее крыло» не имеет традиционного фюзеляжа и хвостового оперения. Управление по крену и тангажу осуществляется с помощью сложной системы закрылков и элевонов на задней кромке крыла, а также отклоняемой поверхности в центре, получившей название «бобровый хвост». Шасси — трехопорное, с уборкой основных стоек вперед. Все края плоскостей выполнены зубчатыми для снижения радиолокационной заметности.
Экипаж состоит из двух человек — пилота и оператора вооружений, размещенных рядом на катапультных креслах. При необходимости возможна установка третьего рабочего места. Кабина и отсек вооружения интегрированы в центральную часть планера.
Силовая установка и топливная система
Самолет оснащен четырьмя турбореактивными двигателями General Electric F118-GE-100 без форсажных камер. Для снижения заметности используются плоские сопла и система смешивания горячих выхлопных газов с холодным воздухом, что резко уменьшает инфракрасную сигнатуру. Большой запас топлива (73 тонны) и система дозаправки в воздухе обеспечивают межконтинентальную дальность полета.
Бортовое оборудование и навигация
B-2 обладает передовой авионикой. Система управления — электродистанционная, с четырехкратным резервированием. Навигационный комплекс включает инерциальную и астроинерциальную системы, а также две многофункциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой. Эти радары позволяют с высокой точностью картографировать местность, обнаруживать цели и осуществлять полет с огибанием рельефа на сверхмалых высотах.
Вооружение
Вооружение размещается в двух внутренних отсеках на роторных пусковых установках, что сохраняет малозаметность. Бомбардировщик обладает огромной гибкостью в применении оружия:
- Ядерное: До 16 ракет (AGM-129 ACM, SRAM II) или бомб (B-61, B-83).
- Обычное и высокоточное: До 80 обычных авиабомб или 16-27 тонн управляемого оружия, включая корректируемые бомбы JDAM, планирующие бомбы JSOW и крылатые ракеты JASSM.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Основные данные:
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 20.9 м
- Размах крыла: 52.12 м
- Высота: 5.1 м
- Масса пустого: 71 700 кг
- Максимальная взлетная масса: 171 000 кг
- Масса топлива: 73 000 кг
- Боевая нагрузка: до 22 730 кг (27 000 кг после модернизации)
Летные характеристики:
- Максимальная скорость: 1010 км/ч (М=0.95)
- Крейсерская скорость: 900 км/ч
- Дальность полета: 11 100 км
- Боевой радиус: 5 300 км
- Практический потолок: 15 240 м
Двигатели:
- Тип: 4 x ТРДД General Electric F118-GE-100
- Тяга: 4 x 7700 кгс
Номенклатура вооружения
B-2 может нести широкий спектр боеприпасов для решения различных задач:
- Ядерные авиабомбы: B61-11, B83.
- Крылатые ракеты: AGM-158 JASSM.
- Корректируемые авиабомбы: GBU-27, JDAM.
- Планирующие бомбы: AGM-154 JSOW.
- Обычные бомбы: Mk-82, Mk-84, кассетные бомбы CBU.
Northrop B-2 Spirit остается уникальным стратегическим бомбардировщиком, воплотившим в себе передовые технологии малозаметности и ставшим символом воздушной мощи США.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Демократизатор.