Использованы фотографии с сайта: http://old.hubara-rus.ru/index.html
В разгар Войны на истощение между Египтом и Израилем, по просьбе президента Гамаля Абдель Насера, в Объединенную Арабскую Республику (позже Арабскую Республику Египет) была направлена советская авиационная группировка. В её составе действовала 35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья, которая в документах иногда фигурировала и как истребительная. Это подразделение, организационно входившее в 108-ю истребительную авиационную бригаду ВВС Египта, выполняло особо секретные задачи.

Базирование и задачи «невидимой» эскадрильи
Основной аэродром эскадрильи располагался в Джиянклисе, примерно в 40 км от Александрии. Для повышения оперативности использовалась также специально подготовленная взлетно-посадочная полоса на шоссе в районе Картамии на Суэцком заливе, служившая плацдармом для организации воздушных засад. Главной задачей подразделения было прикрытие с воздуха египетского побережья Средиземного моря, а также ключевых промышленных объектов от Порт-Саида до Мерса-Матруха и вглубь страны до Каира.
Эскадрилья была укомплектована 30 современными на тот момент истребителями — экспортными МиГ-21МФ и уникальными разведывательными МиГ-21РФ, которые больше не поставлялись ни в одну другую страну. На вооружении состояли ракеты «воздух-воздух» Р-3С и мощная пушка ГШ-23Л. Всего в эскадрилье служили 42 летчика. Для сохранения полной секретности советского военного присутствия все самолеты несли опознавательные знаки ВВС Египта, а пилоты носили египетскую форму. Вне службы они переодевались в гражданскую одежду и официально считались «гражданскими специалистами».

Командный состав и люди эскадрильи
Первым командиром эскадрильи был полковник Юрий Васильевич Настенко, впоследствии ставший генерал-лейтенантом ВВС. Он руководил подразделением до декабря 1970 года. Его сменил полковник Анатолий Иванович Мирошниченко, который командовал до апреля 1971 года, когда произошла первая ротация личного состава.

Ю.В. Настенко.
С апреля 1971 года вторую эскадрилью возглавил подполковник Анатолий Расказевский. Именно ему принадлежит фраза «Мы — невидимая эскадрилья», ставшая неофициальным девизом части. Этот девиз отражал как строгую конспирацию, так и высокое мастерство пилотов, выполнявших разведывательные полеты.

Подполковник Расказевский в кабине истребителя.
Фотографии из личных архивов ветеранов, такие как снимки капитана Виктора Новосельцева у его МиГ-21МФ, совместные фото с товарищами, моменты отдыха на Красном море или у пирамид в Гизе, позволяют увидеть человеческие лица за этой секретной операцией. Они напоминают о буднях и редких моментах отдыха советских военных специалистов вдали от дома.

Летчик капитан Виктор Сергеевич Новосельцев и его «боевой конь» МиГ-21МФ (бортовой номер 8341). (Из личного архива М.В. Новосельцевой)


Товарищи капитаны Конюшин В.И и Новосельцев В.С в долговременном укрытии у самолета МиГ-21МФ (бортовой номер 8341) (из личного архива Новосельцевой М.В)


Летчица Новосельцева против часового с техником и египетского солдата (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Летчики 35-й ОРАЭ летают в Александрии под названием «Руссо Туристо» (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Офицеры эскадры на отдыхе на Красном море (из личного архива М.В. Новосельцевой)

Группа авиатехников. Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-1972 (из личного архива Б.А. Кириллова)

35-я объединенная группа авиационной техники ВВС.
Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.
Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)
Личный состав 35-й эскадрильи посещает Гизу. Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)

В канале рядом с авиабазой поймали отличных сомов. Авиабаза «Джанаклыз». Египет, 1971-19720 (из личного архива В.В. Данилова)

Назван в честь сада. Президент Насер. База ВВС «Джункализа». Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)
Боевая работа и воздушные бои
За время командировки летчики эскадрильи совершили сотни боевых и учебных вылетов, неоднократно вступая в воздушные столкновения с израильской авиацией. Одним из наиболее ярких эпизодов стала успешная воздушная засада 25 июня 1970 года. Два МиГ-21 под управлением капитанов Николая Крапивина и Николая Сальника атаковали группу израильских штурмовиков A-4E Skyhawk и поразили один из них ракетой Р-3С. Хотя первоначально считалось, что самолет был сбит, позже выяснилось, что поврежденный «Скайхок» смог дотянуть до своего аэродрома.

После масштабного воздушного боя 30 июля 1970 года, командование ввело запрет на полеты в зоне Суэцкого канала, что фактически прекратило воздушные столкновения с противником.
Потери и память
Миссия в Египте не обошлась без жертв. За два года погибли четыре летчика 35-й эскадрильи. В первой эскадрилье это были заместитель командира капитан Александр Василенко, разбившийся при выполнении пилотажа на малой высоте, и старший летчик капитан Борис Афанасьевич Дмитраш, погибший 16 июля 1970 года при выполнении учебно-боевого задания.

Во второй эскадрилье погибли капитан Николай Александрович Филипенко (сентябрь 1971 года) и капитан Константин Логвиненко, разбившийся во время учебного воздушного боя. Их судьбы — напоминание о цене, которую заплатили советские военные специалисты за выполнение интернационального долга.

Завершение миссии
В мае-июне 1972 года 35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья завершила свою командировку и вернулась в СССР. Все её самолеты были переданы ВВС Египта, где продолжили службу. История этой «невидимой эскадрильи» долгое время оставалась малоизвестной страницей истории холодной войны, примером секретной операции, в которой мастерство и мужество советских летчиков были скрыты под чужими опознавательными знаками.
_________________________________________________М. Кожемякин.
[Моя] Военная история Военная авиация История авиации США Египет Арабо-израильская война Истребительная эскадрилья МиГ-21 Израильская армия Военная техника Исторические фотографии Авиация Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: 35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.