Советские летчики в небе Египта: история и фотоархив 135-го истребительного авиаполка (1970-1972 гг.)

Источник: http://old.hubara-rus.ru/index.html

В разгар Войны на истощение между Объединенной Арабской Республикой (позже — Арабская Республика Египет) и Израилем президент Египта Гамаль Абдель Насер обратился к Советскому Союзу с требованием о прямой военной помощи. Ему требовалась не просто консультативная поддержка, а полноценные боевые части ПВО и авиации для создания эффективной системы противовоздушной обороны против израильских ВВС. Как отмечал бывший посол СССР, речь шла уже о советских военнослужащих, которые должны были непосредственно участвовать в боевых действиях. Это требование было удовлетворено.

На снимке: первоначально дежурное подразделение было переведено из 2-й авиационной эскадрильи в 3-ю. Ком-Аушим, 1971 год. Фото из личного архива В.Ф. Васильева.

Развертывание советской авиационной группировки

В Египет было направлено около 32 тысяч советских военнослужащих. Среди них — авиационная группа под командованием генерал-майора авиации Г.У. Дольникова. Ее костяк составили:

  • 135-й истребительный авиационный полк (командир — полковник К. Коротюк): 40 истребителей-перехватчиков МиГ-21МФ и 60 летчиков.
  • 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (командир — полковник Ю. Настенко): 30 истребителей МиГ-21МФ/МиГ-21РФ и 42 летчика.
Самолеты перевозились в разобранном виде на транспортных Ан-12. Боевое дежурство полка началось 1 февраля 1970 года.

Зоны ответственности и правила боевого применения

135-й иап, входивший в 106-ю истребительную авиационную бригаду, базировался на авиабазах Ком-Осим и Бени-Суэйф. Его задачей было прикрытие Каира с юго-востока, промышленных объектов центрального Египта и Асуанской ГЭС. Зона действий ограничивалась Суэцким заливом.

35-я оиаэ (108-я отдельная иаэ) дислоцировалась на авиабазе Джанаклис и отвечала за защиту средиземноморского побережья и северных промышленных объектов от Порт-Саида до Мерса-Матруха. Самолеты несли египетские опознавательные знаки. Советским пилотам был строго запрещен перелет через Суэцкий канал — линию фронта.

От патрулирования к первому бою

Советское присутствие заставило израильскую авиацию ограничить глубину своих рейдов. Первые встречи в воздухе 13, 18 и 29 апреля 1970 года завершались без боя — противники расходились. К июню советские летчики выполнили более 100 вылетов, но воздушных боев не вели. Израильское командование, имевшее огромный боевой опыт, также избегало прямого столкновения.

Ситуация изменилась летом 1970 года, когда бои активизировались. 25 июня 1970 года произошел первый боевой контакт: пара МиГ-21 (летчики Крапивин и Сальник) на малой высоте атаковала группу израильских штурмовиков A-4 Skyhawk. Один «Скайхок» был поражен ракетой Р-3С, но смог дотянуть до своей базы.

Неудачная засада и крупное воздушное сражение

27 июля 1970 года была предпринята совместная с египтянами операция по заманиванию израильских истребителей «Мираж» в ловушку. По плану, египетские МиГ-17 должны были спровоцировать противника, а затем советские МиГ-21 — нанести удар. Однако из-за задержки со взлетом советского звена израильтяне успели сбить два египетских самолета и уйти. Советским пилотам было запрещено вступать в бой в одиночку.

30 июля 1970 года состоялся самый масштабный и трагичный воздушный бой. Восемь советских МиГ-21 вступили в схватку с двенадцатью израильскими истребителями. В ходе боя советским летчикам удалось сбить «Мираж» аса Ашера Сниера, но цена оказалась высокой: было потеряно четыре своих самолета. Погибли три летчика — капитаны Юрченко, Яковлев и Журавлев.

Обратите внимание: Любимый самолет советских асов.

Завершение миссии

После этих событий в Каир срочно прибыл главком ВВС СССР маршал авиации Павел Кутахов. Было проведено расследование, и 2 августа полеты советских летчиков в зоне канала были прекращены. СССР уведомил египетское руководство о прекращении непосредственной помощи в защите воздушного пространства. Это вынудило Насера согласиться на прекращение огня с Израилем, которое вступило в силу в ночь с 7 на 8 августа 1970 года и, несмотря на отдельные инциденты, продержалось до октября 1973 года.

2-я авиационная эскадрилья (Бени-Суэф). Период службы: март 1970 г. – декабрь 1970 г. – март 1971 г.

Летчик 2-й эскадрильи 135-го истребительного авиационного полка. Бени-Суэйф, предположительно 1970 год. Из личного архива В.Ф. Васильева.

3-я авиационная эскадрилья (Ком-Аушим). Период службы: март 1970 г. – декабрь 1970 г. – март 1971 г.

Технический состав 135-го истребительного авиаполка (Бени-Суэф). 1970-1971 гг.

Технические и боевые части 135-го ИАП. Бени-Суэф, 1970-1971 гг. Фото из личного архива С.С. Дунчева:

1-я авиационная эскадрилья (Бени-Суэф). Период службы: декабрь 1970 г. - декабрь 1971 г. - март 1972 г.

2-я авиационная эскадрилья. Места дислокации: Бени-Суэф (конец февраля – октябрь 1971 г.), Ком-Ошим (октябрь 1971 г. – март 1972 г.).

Визит главкома ВВС маршала П.С. Кутахова в 135-й полк. Групповое фото с летчиками перед взлетом. Авиабаза Бени-Суэйф, 16-18 февраля 1972 г. Из личного архива А.В. Руденко.

Главнокомандующий ВВС маршал П.С. Кутахов на авиабазе Бени-Суэйф. 16-18 февраля 1972 г. Из личного архива В.М. Попова.

Технический персонал авиабазы Бени-Суэйф. 1972 год. Из личного архива В.М. Попова.

Техники готовят к взлету два учебно-боевых самолета МиГ-21У (бортовой номер 5632). 135-й истребительный авиационный полк. Бени-Суэйф, 1971 год. Из личного архива В.М. Попова.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Фотоархив 135-го истребительного авиаполка советских ВВС в Египте, 1970-72 гг.