18 ноября 2022 года в международном аэропорту Хорхе Чавеса в Лиме (Перу) произошло чрезвычайное происшествие. Пассажирский самолет Airbus A320neo авиакомпании LATAM Peru, на борту которого находились 108 пассажиров и 6 членов экипажа, готовился к вылету в город Хулиака. В это же время на территории аэродрома проводились учения аварийно-спасательных служб.

Airbus A320neo, аналогичный пострадавшему.
Причины катастрофы: цепь ошибок и недопонимания
Расследование выявило целый ряд критических нарушений в организации и координации учений. Планирование мероприятия было недостаточным, а взаимодействие между службами аэропорта — неудовлетворительным. Руководитель спасательной службы, не участвовавший в детальном планировании, поручил согласовать действия с диспетчерской вышкой, но предоставил неточную информацию. В свою очередь, диспетчеры, включая новых сотрудников, не были в полной мере проинформированы о деталях предстоящих учений, что создало почву для фатального недопонимания.
Кульминацией этой цепочки ошибок стал момент, когда после планового совещания диспетчер подтвердил руководителю спасателей начало нового этапа тренировок. Последний ошибочно принял это сообщение за разрешение на выход техники на рулежные дорожки и взлетно-посадочную полосу (ВПП). При этом стандартная процедура запроса специального разрешения для движения по ВПП соблюдена не была. Важно отметить, что водители пожарных машин не имеют прямой связи с диспетчерами и действуют только по командам своих руководителей, что в данной ситуации сыграло роковую роль.

Пожарная машина выезжает на рулежную дорожку.
Роковое столкновение на взлетной полосе
Экипаж Airbus, не подозревавший об учениях, получил разрешение на взлет и начал разбег по полосе 16L.
Обратите внимание: Редкий случай, когда пилоты рады встречающей их пожарной машине.
Лишь за три секунды до катастрофы командир воздушного судна заметил пожарную машину, выезжающую на полосу. Уже не было времени для маневра — на скорости около 243 км/ч правое крыло лайнера врезалось в 23-тонную пожарную автоцистерну.
Момент столкновения, запечатленный камерой наблюдения.
Последствия и героические действия спасателей
Столкновение было ужасающим. Два пожарных, находившиеся в машине, погибли на месте, еще один получил тяжелые ранения. Автоцистерна была полностью разрушена. У самолета оторвалось правое шасси и правый двигатель, начался сильный пожар. Экипаж проявил высокий профессионализм, немедленно прервав взлет и остановив горящий лайнер. Процесс экстренного торможения горящего самолета был заснят на видео:
https://vk.com/clip-227048718_456239032
Несмотря на шок и трагическую гибель коллег, другие пожарные, участвовавшие в учениях, мгновенно отреагировали и приступили к тушению возгорания. Их слаженные действия позволили избежать еще большей трагедии. Все пассажиры и члены экипажа были благополучно эвакуированы, на борту никто не пострадал.

Лайнер после столкновения и пожара на взлетной полосе.
Итоги расследования и скандал с попыткой сокрытия
Официальный отчет по расследованию инцидента однозначно указал на главную причину: пожарная машина выехала на активную взлетно-посадочную полосу без надлежащего разрешения. В качестве коренных причин были названы плохое планирование учений, слабая координация между службами аэропорта и использование нестандартной терминологии в переговорах.
Скандальный оборот дело приняло год спустя, 18 ноября 2023 года, когда в сеть попало видео, на котором авиадиспетчеры аэропорта, как утверждается, обсуждают сговор с целью лжи и срыва расследования. На записи инспектор и дежурный офицер договариваются воздерживаться от общения с прессой.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская авиация Аэропорт Самолет Авиация Рейс DTP Катастрофа Столкновение Авария Длинный пост 11Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: ДТП на взлётной полосе: пассажирский лайнер столкнулся с пожарной машиной.