2024 год стал для многих российских авиаторов временем кардинальных перемен. В поисках новых профессиональных горизонтов и стабильности пилоты покидали страну. Одна из таких историй — переход опытного лётчика из российской авиакомпании (в интервью она обозначена как ***) в марокканское подразделение Air Arabia и адаптация к жизни в Северной Африке.

---
Принятие решения о переезде
Что побудило вас сменить страну и авиакомпанию?
Ключевой причиной стал ощутимый застой в российской авиационной отрасли. После пяти лет работы я не видел перспектив для карьерного роста на ближайшие годы. Ситуацию усугубили геополитические изменения: прекращение полётов в Европу и сокращение среднего времени рейсов с 4 до 2 часов. Это привело к увеличению количества ночных вылетов, что выматывало. Возникло чувство, что лучшие профессиональные годы проходят впустую.
Идея работы за рубежом всегда меня привлекала, хотя раньше казалась трудноосуществимой. Однако, когда мои коллеги начали успешно уезжать, я понял, что процесс не так сложен. Я занялся подготовкой документов, переводов и резюме. У меня не было конкретной «компании мечты» — я по-прежнему считаю *** лучшим работодателем в России. Но финансовые обязательства перед семьёй требовали более высокого дохода. Чтобы обеспечить себе и близким достойный уровень жизни с возможностью путешествовать, нужно было действовать, а не просто строить планы.
Как отреагировали ваши родные?
Мой отец поддержал это решение с самого начала. Матери я сообщил новость в последний момент, чтобы избавить её от лишних переживаний. Её первоначальное сожаление длилось недолго, около десяти минут, а сейчас она полностью довольна моим выбором и рада за меня.
Особенности работы в Air Arabia
В чём главные отличия бюджетной авиакомпании от вашего предыдущего места работы?
Меня удивил иной подход к организации процессов. Например, в Европе задержки рейсов на 15–45 минут — это норма. В *** я привык к жёсткому соблюдению расписания. Здесь же многое зависит от экипажа: пилоты стремятся вылетать вовремя, но никогда не в ущерб безопасности полёта.
Как устроены график и рабочее время?
Мне повезло с базой — у меня нет ночных рейсов. Вылеты начинаются либо рано утром (6–8 часов), либо днём (13–15 часов). Каждый месяц у нас есть 8–10 выходных дней подряд, что напоминает мини-отпуск. Это время можно провести с семьёй или съездить в Европу — перелёт занимает всего 2–3 часа. Месячный налёт составляет 65–80 часов, что сопоставимо с нагрузкой в ***.
Чем отличается процедура ввода в должность?
Инструкторы здесь делают акцент не на механическом запоминании, а на умении пилота быстро находить нужную информацию в руководствах и эффективно её применять.
А как обстоят дела с коллегами?
Профессионализм экипажа остаётся на том же высоком уровне. Что касается человеческих качеств, пилоты по всему миру похожи: есть молчуны, а есть те, кто любит пообщаться на рабочие и жизненные темы.
Как решён вопрос с жильём и транспортом?
Я снял квартиру самостоятельно. Компания предоставляет трансфер, который доставляет экипаж в аэропорт к конкретному рейсу.
Жизнь в Марокко: впечатления и быт
Были ли сложности с документами для переезда?
Никаких особых трудностей. Весь процесс можно организовать удалённо. Главное — вовремя сделать нотариальный перевод документов на английский или французский язык.
Каково ваше первое впечатление о стране?
Марокко — не самая чистая страна. Местные жители нередко мусорят на улицах, и культура уборки за собой здесь не развита. Однако со временем перестаёшь обращать на это внимание. Основная языковая трудность — почти никто не говорит по-английски. В ходу марокканский диалект арабского и французский. Спасает смартфон с переводчиком.
Что нравится, а что вызывает сложности?
Поначалу бросаются в глаза упомянутые бытовые неудобства: отсутствие чистоты и языковой барьер. Но это мелочи, к которым быстро привыкаешь.
Появились ли новые увлечения?
Сейчас основное время уходит на работу и погружение в местную культуру, что само по себе очень интересно.
Связь с домом и профессиональные наблюдения
Как поддерживаете связь с семьёй?
Мы постоянно на связи через мессенджеры и регулярно созваниваемся. Благодаря длинным выходным и близости Европы есть возможность часто летать домой.
Заметили ли интересные различия в работе марокканских и российских пилотов?
Да, есть культурные особенности. Например, марокканские пилоты иногда совершают молитву прямо во время полёта. В российской практике я с таким не сталкивался. Ещё одно отличие: здесь допускается, чтобы один пилот ненадолго оставался в кабине один, пока второй посещает туалет. В России это строго запрещено правилами.
Планы на будущее и советы коллегам
Каковы ваши дальнейшие карьерные планы?
Пока я планирую остаться в Air Arabia, но не закрываюсь от других возможностей на международном авиационном рынке.
Что бы вы посоветовали пилотам, размышляющим о переезде?
Главное — не бояться. Процесс смены страны и работодателя не так страшен и сложен, как может казаться изнутри. Самый важный шаг — это начать действовать: подготовить документы и разослать резюме. Остальное — дело техники и решимости.
Обратите внимание: Как появилась жизнь или абиогенез простыми словами.
[Мои] иммиграционные пилотные самолеты. Авиация – это будущее. Статья 6
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Карьерные перемены и жизнь в Марокко: интервью с пилотом Air Arabia.