Политический контекст и роль советской авиации
К 2004 году движение Талибан, признанное в России террористическим и запрещённое, оправилось от первоначального поражения и перешло к активной партизанской войне, усиливая своё влияние на юге Афганистана. Международные силы содействия безопасности под руководством НАТО, действуя с санкции ООН, начали расширять своё присутствие за пределы Кабула. Это потребовало укрепления военных баз и налаживания сложной логистики по всей стране.
В условиях горного рельефа Афганистана, где качественные дороги практически отсутствуют, основным способом доставки грузов и персонала стал воздушный транспорт. Однако разрушенная аэродромная инфраструктура и устаревшие системы навигации ограничивали возможности авиации НАТО. В этой ситуации коалиция обратилась к услугам частных авиакомпаний, эксплуатирующих советские транспортные самолёты. Конструктивные особенности этих машин — автономность, надёжность и простота в обслуживании, изначально заложенные для действий в сложных условиях, — неожиданно стали преимуществом для бывших потенциальных противников.
Роковой рейс ER-IBM
Молдавская авиакомпания «Airline Transport Inc.» к концу 2004 года имела значительный парк советских «грузовиков», регулярно выполнявших рейсы на Ближний Восток. Один из её самолётов, Ил-76ТД с регистрационным номером ER-IBM, был зафрахтован 29 декабря для доставки гуманитарных грузов из датского Биллунда в афганский Кабул с промежуточной посадкой для дозаправки в Баку.

Та же доска
Планируя вылет из азербайджанской столицы, экипаж располагал данными о видимости в Кабуле в 3000 метров. Прогноз на ночь предсказывал ухудшение до 1200 метров из-за снегопада и дымки. Несмотря на то что эти условия не соответствовали установленному минимуму для аэропорта Кабула (5000 метров), командир воздушного судна принял решение о вылете утром 30 декабря.
Сложный заход на посадку в «каменном мешке»
Приближаясь к месту назначения, экипаж несколько раз запрашивал актуальные погодные данные. Диспетчер сообщил: «Ветер 340 градусов, 4 узла, видимость 2000 метров, облачность 5-7 баллов на высоте 3000 метров, разрывы 1-2 балла на 480 метрах, давление 1020 гПа».
Экипаж начал выполнение захода на посадку по крутой глиссаде, используя все доступные средства для торможения в воздухе, включая интерцепторы. Сложность этого манёвра в афганских условиях подробно описана в отдельной статье «Афганский подход».
Важно понимать, что аэропорт Кабула расположен в своеобразном «каменном мешке» среди гор, где погода может кардинально измениться за минуты. Во время снижения самолёта ветер сменил направление, и с севера надвинулась полоса низкой облачности. Видимость в мгновенно возникшем тумане упала до 500 метров. Критическая информация об этом ухудшении до экипажа не поступила, и снижение продолжилось.
Роковая ошибка и столкновение
На высоте 310 метров, примерно в 4230 метрах от порога ВПП, при выполнении левого разворота по команде командира, закрылки были выпущены в посадочное положение — 43 градуса. В густом тумане пилот ошибочно принял бетонную площадку справа от курса за начало взлётно-посадочной полосы. Он увеличил вертикальную скорость и ушёл ниже глиссады. Нырнув под нижнюю кромку облаков и осознав истинное положение самолёта, командир попытался выровнять машину. Самолет начал разворот влево. КВС скомандовал уход на второй круг с увеличением режима работы двигателей. Однако неубранные интерцепторы и инерционность двигателей сделали исправление ситуации невозможным.

Аэропорт Кабула
Самолёт на скорости около 230 км/ч столкнулся с препятствием слева от оси ВПП на удалении 910 метров от её порога. От удара оторвало заднюю тележку основного шасси, а подскочившие колёса пробили грузовой люк и повредили хвостовую часть фюзеляжа. К счастью, хвостовое оперение уцелело. Левая передняя основная стойка шасси оказалась зафиксирована в нейтральном положении.

Ил-76 с удлинённым шасси
Борьба за живучесть и поиск убежища
Командир запросил уход на второй круг с уборкой шасси и механизации. Двигатели уже работали на взлётном режиме и обеспечивали достаточную тягу.
Обратите внимание: И снова посадка в кукурузном поле!.
Обе гидравлические системы могли лишь частично уменьшить угол выпуска закрылков и предкрылков до взлётной конфигурации.В это время на земле в кабульском аэропорту находился другой экипаж той же компании. Они заметили пролетающий повреждённый самолёт. Услышав по радио о намерении экипажа ER-IBM повторить заход, наземные коллеги немедленно вышли на связь. Они описали характер повреждений и через спутниковую связь доложили о ситуации руководству авиакомпании.
Расчёты показали, что с оставшимся после заправки в Баку топливом, в текущей конфигурации и на повышенных режимах двигателей, самолёт мог набрать высоту и дотянуть до Узбекистана. Однако авиационные власти Узбекистана отказались принять аварийную машину в Термезе, сославшись на погодные условия и отсутствие необходимых средств для приёма. Помощь предложил Таджикистан. В аэропорту Душанбе начали готовиться к приёму и аварийной посадке.
Новые проблемы в полёте
Как ни старался экипаж, в инструкциях не нашлось рекомендаций на случай посадки с отказавшими гидросистемами. На панели вместо пяти зелёных сигналов о выпущенном шасси горели только лампы носовой и правой передней основных стоек. Попытка визуально оценить положение шасси через открытую дверь едва не закончилась трагедией: бортмеханика чуть не выбросило из самолёта, и его с трудом втащили обратно за ремни безопасности.

Кабина Ил-76
Для оценки состояния шасси экипаж запросил разрешение на низкий пролёт над ВПП в Душанбе. При визуальном осмотре с земли выяснилось, что левая передняя основная стойка, беспомощно болтавшаяся после удара в Кабуле, не пережила полёт и осталась где-то в горах, став неожиданным «подарком небес».
Филигранная посадка на двух стойках
Все службы аэропорта Душанбе были приведены в состояние полной готовности. Взлётно-посадочную полосу обработали пеной, хотя впоследствии это оказалось излишним. Исход зависел исключительно от мастерства пилотов. В последний момент командир принял решение садиться не на основную полосу, а на заснеженную грунтовую.
После касания пилоты мастерски балансировали на двух уцелевших стойках, постепенно гася скорость с выключенными двигателями, пока самолёт не лёг на левое крыло. Лайнер пересёк главную ВПП и окончательно остановился. Его лётная карьера завершилась. Экипаж не пострадал.
На видео запечатлён момент этой уникальной посадки:
Анализ инцидента показал, что авария стала следствием совокупности факторов, связанных как с ошибками экипажа, так и с эксплуатационными недостатками авиакомпании.
Выводы расследования
Расследование установило, что у всех двигателей самолёта были превышены межремонтные и календарные сроки службы. Это свидетельствовало о недостаточном контроле со стороны авиакомпании за техническим состоянием воздушных судов.
На этапе захода на посадку в Кабуле экипаж допустил ряд серьёзных ошибок, ставших решающими. Плохая координация и взаимодействие в кабине привели к потере контроля за высотой. К моменту, когда командир осознал критичность ситуации и дал команду на увеличение тяги, время для манёвра было упущено. Кроме того, интерцепторы не были своевременно убраны, что способствовало столкновению с землёй.
Метеорологическое обеспечение полёта также было признано неудовлетворительным. Фактические погодные условия оказались значительно хуже прогнозируемых, а видимость — ниже минимально допустимой. Это создало дополнительные трудности для экипажа, который не смог в полной мере оценить риски от ухудшения погоды.
Подробнее о расследовании авиационных происшествий — в Telegram-канале:
https://t.me/rumayday
[Моя] Авиация Самолет Аэропорт Рейс Афганистан Душанбе Таджикистан Ил-76 Пилот Кабул Авария Видео Длинный пост 8Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Неудачная посадка Ил-76 и филигранное балансирование на двух стойках.