13 июля 1963 года самолет Ту-104Б Аэрофлота выполнял международный рейс по маршруту Пекин — Москва и остановился в Иркутске. На борту находились 27 пассажиров и 8 членов экипажа.
Посадка Ту-104
В этот день над Иркутском были темные тучи, легкий ветерок, морось, видимость 3500 метров. Нижняя граница облаков составляет 130 метров, что ниже метеорологического минимума в аэропорту Иркутска.
Минимальные погодные условия — самые низкие погодные условия, при которых самолет может безопасно взлететь или приземлиться.
Несмотря на это, диспетчер полета разрешил самолету приземлиться в Иркутске и дал указание экипажу снизиться до высоты 3900 метров.
В 09:54 по местному времени экипаж связался с иркутским центром управления и сообщил, что достиг высоты 3900 метров. В ответ он получил разрешение на снижение до 2100 метров и прямой заход на посадку. Экипаж также получил информацию о погоде.
В 10:00 во время снижения экипаж доложил диспетчеру запуска, что преодолели высоту 1200 метров и продолжают снижение до 800 метров. Диспетчер запуска сообщил, что самолет находился в 30 километрах от аэропорта. Он также подтвердил ранее полученные экипажем условия посадки. Но при предоставлении информации о погоде диспетчеры намеренно завышали значение нижнего предела облачности, а не фактическое значение. Командир не сверил эту информацию с ранее полученными сведениями и поэтому не попросил сообщить реальную высоту облаков, которая уже составляла 100 метров.
Ту-104
В 10:03 самолет летел на высоте 500 метров, и диспетчер выдал:
«Удалить 13 километров, 150 метров вправо, курс 292°, снижения пока нет»,
В 10:04 он сообщил:
«Дистанция 9 километров, курс 292°, снова отклонение вправо, снижение максимум до 280 метров».
Когда самолет находился в 7 километрах от взлетно-посадочной полосы, экипажу было дано указание увеличить скорость снижения, поскольку самолет находился выше глиссады. Через несколько секунд диспетчер повторил команду увеличить скорость снижения. Самолет подтвердил получение сообщения.
Обратите внимание: Чудом выжившие. Крушение в Андах.
Через несколько секунд диспетчер отправил:«Перемещение 5 километров по маршруту, по глиссаде»
Через полминуты диспетчер увидел на экране посадочного радара, что самолет начал быстро снижаться после прохождения 3-километровой отметки взлета. Затем в 10:05 диспетчер приказал:
«Не падайте слишком быстро, не падайте больше!»,
Но никто не отреагировал, и свет самолета почти сразу исчез.
Как будет установлено позже, самолет вышел из облаков на высоте 110-120 метров относительно уровня аэропорта и всего в 60-70 метрах от зоны под пассажирским самолетом. Увидев на земле приближающуюся опасность, пилот «дернул руль на себя», увеличил обороты двигателя, но не успел создать необходимую тягу.
На высоте 2450 метров от конца взлетно-посадочной полосы и на высоте 63 метра относительно уровня аэропорта у Ту-104 шасси и правый внутренний закрылок застряли в седьмом кронштейне посадочного огня (высокой интенсивности).
лампа высокой интенсивности
Затем заднее шасси и хвостовая часть пассажирского самолета ударились о встречный склон, подскочили в воздух, пролетели еще 700 метров, развернулись на левое крыло, а затем упали на землю. Самолет был полностью разрушен и сожжен. В результате катастрофы погибли 33 человека: весь экипаж (8 человек) и 25 пассажиров. Выжили только 2 пассажира.
Выводы Следственного комитета показали, что поведение авиадиспетчеров серьезно нарушало нормы и правила. Самолеты принимают в аэропортах, где уровень облачности значительно ниже минимального уровня. При этом диспетчер умышленно прислал завышенные значения, хотя в этом случае пришлось отправить экипаж на запасной аэропорт. Введенный в заблуждение диспетчером экипаж значительно увеличил скорость вертикального снижения, чтобы быстрее уйти из облаков. Выход облаков происходит в опасной близости от земли, когда уже нет высоты, препятствующей спуску.
При этом технические проверки полностью опровергли вывод о виновности экипажа и авиадиспетчера. Выяснилось, что экипаж не намеренно отправил самолет на крутое снижение, а вода попала в статические линии, что привело к ошибочным показаниям приборов по высоте, вертикальной и поступательной скорости. В результате, поскольку показания приборов уже были неверными, экипаж снизил скорость на маршруте руления, что привело к катастрофе.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская Авиация Полет Авиация Аэропорт Самолеты СССР Катастрофа Ту-104 Иркутск Авиакатастрофа Пилот Лонгпост 6Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «Резко не снижайтесь, прекратите снижение!» Крушение под Иркутском.