В апреле 2022 года авиалайнер Airbus A320-200 авиакомпании TAP Air Portugal выполнял регулярный рейс из Лиссабона в Копенгаген. На борту находилось 109 человек. Хотя полет проходил в штатном режиме, сложные погодные условия в пункте назначения — сильный порывистый ветр — создали проблемы на завершающей стадии захода на посадку.

Самолет Airbus A320, аналогичный участнику инцидента.
Посадка в сложных условиях
Несмотря на ветер, экипаж в целом удерживал воздушное судно на глиссаде. На высоте около трех метров, при снижении тяги двигателей до малого газа, самолет немного сместился вправо и коснулся полосы не по центру, а справа от осевой линии. Такое боковое смещение усложняет пилотирование в момент касания. Для торможения пилоты немедленно активировали реверс тяги на максимальном режиме.
Как работает система реверса
Реверс тяги — ключевая система для сокращения пробега самолета после посадки. При ее активации часть реактивной струи перенаправляется вперед, создавая обратную тягу и эффективно замедляя воздушное судно. Важное условие: система может быть задействована только после надежного контакта с землей. Датчики на стойках шасси, фиксируя сжатие амортизаторов под весом самолета, отправляют сигнал «вес на колесах» (Weight-On-Wheels, WOW), который и разрешает включение реверса.

Схема работы реверса тяги на реактивном двигателе.
Роковое решение и его последствия
В данной ситуации левая основная стойка шасси лишь слегка коснулась полосы, но через две секунды система получила необходимый сигнал и реверс был запущен. Однако командир воздушного судна, испытывая трудности с удержанием направления из-за ветра, не был уверен в полном касании. Не осознав, что реверс уже активен, он принял решение об уходе на второй круг и перевел рычаги управления двигателями в режим взлетного газа (TOGA).
Это решение противоречило фундаментальному правилу авиации: после активации реверса тяги посадка должна быть завершена в обязательном порядке. Уход на второй круг в такой конфигурации крайне опасен.
Когда пилот дал команду на взлетную мощность, правый двигатель перешел в режим прямой тяги, а левый — из-за программной задержки в обработке сигналов датчиков — остался в режиме реверса.
Обратите внимание: Неспециальное психологическое оружие Второй мировой войны: биения двигателей немецких двухмоторных бомбардировщиков.
В результате возник колоссальный дисбаланс: одна сторона самолета тянула вперед, а другая — толкала назад.Чрезвычайная ситуация в воздухе
Самолет начал резко крениться влево и не мог набрать высоту. Он прошел над жилыми кварталами Копенгагена на опасно малой высоте (около 90 метров), а его скорость упала до критических 187 км/ч. Очевидцы сообщали, что лайнер едва не задел антенну.
Осознав причину проблемы, командир заглушил левый двигатель. Только после этого управление удалось восстановить, и самолет начал медленный набор высоты. Экипаж объявил аварийную ситуацию и успешно выполнил посадку в Копенгагене, используя лишь один работающий двигатель. К счастью, жертв и пострадавших не было.

Повреждения на законцовке крыла, полученные во время инцидента.
Выводы расследования
Анализ инцидента выявил две основные причины:
1. Технический фактор: Программная логика двигателей CFM56, установленных на A320, в условиях кратковременной задержки сигналов не смогла своевременно отменить команду реверса при уходе на второй круг.
2. Человеческий фактор: Решение командира об уходе на второй круг при активном реверсе стало грубым нарушением стандартных процедур. Расследование показало, что экипаж, вероятно, не в полной мере осознавал связанные с этим риски.
Компания Airbus подтвердила правило: если реверс задействован, посадка должна быть завершена. Также были даны рекомендации производителю двигателей по доработке программного обеспечения для исключения подобных сценариев в будущем.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская Авиация Полет Самолет Авиация Аэропорт Инцидент Авария Пилота Видео Длинный Пост 20Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Опасный уход на второй круг при активированном реверсе.